Å #184. Та леди верхом в неглиже

Это — статья раздела
Цитатник Аквариума

Ну а ежели кто не ещё, а уже,
И душа, как та леди верхом в неглиже,
То Вергилий живёт на втором этаже,
Он поделится с ним подаяньем.

И душа, как та леди верхом в неглиже. Рассказываем о леди Годиве, которую упомянул Борис Гребенщиков в песне Сталь

В прошлый раз мы слушали песню «Сталь» и изучали китайские корни фразы «в этой жизни я не ошибаюсь». Но композиция оказалась настолько насыщенным различными образами, что мы решили пролонгировать её изучение.

Образ повешенного раба, которому лирический герой отвечает, что в этой жизни не ошибается, подводит нас к ответу на вопрос: а где же собственно происходит действие песни? Ответ этот может повергнуть в шок, но мы попробуем его обосновать. Дело в том, что «Сталь» рассказывает о пребывании в аду.

Судите сами. 1) Соседи обрекают свои души на смерть. 2) Здесь дворы как колодцы, но нечего пить. 3) В каждой чаше есть яд (вспомните настой цикуты). 4) Да и как ещё можно назвать общество, в котором, перепутав с Христом, распяли Пушкина!

Вспоминается афоризм Сартра, что ад – это другие. Что ад – это «не пытки, жаровни, ухмыляющиеся черти», а «сами люди, охотно становящиеся самыми изощрёнными и изобретательными палачами своих соседей». У Гребенщикова в песне «Сталь» ад также представляется не кипящими котлами для грешников, а простыми обывателями, которые живы телесно – но живут в аду.

Ну а ежели кто не ещё, а уже…

В этой строчке речь идёт уже о физической смерти, так что сама душа остаётся «неглиже». Но почему она устремляется за подаяньем к Вергилию и почему тот живёт на втором этаже? Мне представляется, что БГ апеллирует к древнеримскому поэту Вергилию не как к таковому, а как к герою «Божественной комедии» Данте Алигьери.

Ведь, по представлениям Данте, Вергилий, который умер за 19 лет до Рождества Христова, не может быть в раю как нехристианин. Но благочестие и возвышенность как поэта не позволяют ему опуститься на дно ада. Поэтому Вергилию суждено оставаться в первом кругу ада, где вместе с ним обитают Гомер, Диоген, Платон, а также ветхозаветные праведники.

Если рай ассоциировать с небом, а ад – со дном колодцев, в которых «нечего пить», то в вертикальной топографии Гребенщикова место для Вергилия окажется как раз на втором этаже. Причём думается, что это не техническое обозначение (этаж между первым и третьем), а некая надстройка, условно говоря – крыша, на которой только и дышится свежим воздухом. Но вот взлететь с неё в небо, чтобы порваться с адом приземлённости, не получается, даже когда душа освобождается от одежды тела и скачет «верхом в неглиже». Впрочем, о чём это?

Образ голой леди верхом на лошади восходит к англосаксонской графине XI века Годиве, супруге графа Леофрика (980–1057). Легенда гласит, что её муж, эрл королевства Мерсия, обложил своих подданных непомерными налогами. На просьбу сжалиться над простым людом граф ответил, что снизит налоги, только если по улице проедет верхом голая женщина. Леди Годива, желая помочь людям, решилась проехаться неглиже по улицам английского города Ковентри. История даже сохранила дату этого события – 10 июля 1040 года.

Стоит, конечно, отделять легенды от фактов. Но сам образ голой леди верхом неглиже закрепился в европейской культуре. В самом Ковентри с XVII века происходят ежегодные празднования в честь леди Годивы. В 1955 году в США вышел фильм «Леди Годива из Ковентри», в котором сыграл совсем ещё юный Клинт Иствуд. В 1968-м группа “The Velvet Underground” выпустила песню “Lady Godiva’s operation”. А в 1976-м, как мы помним, молодой Гребенщиков написал песню «Сталь».

К сказанному остаётся, пожалуй, добавить гипотетическую отсылку к «Вавилонской библиотеке» – древнемесопотамским текстам, в которых в аллегорической форме приводится беседа воли-раба и рассудка-господина.

– Раб, соглашайся со мной!
– Да, господин мой, да!
– Скорей подгони колесницу, её запряги, во дворец я желаю поехать!
– Поезжай, господин мой, поезжай. Будет тебе удача!

Честно говоря, связь с песней «Сталь» кажется мне сомнительной. Тем не менее оставляю ссылку на эти тексты, чтобы вы смогли составить собственное мнение.

А вот на что мне не удалось найти никакого ответа, так это на указание БГ, что «Сталь» – это на 100% Дилан. Поделитесь догадками, какие аллюзии на Дилана есть в песне «Сталь»?

Другие цитаты Аквариума

Гластонбери Тор
Это вырезано в наших ладонях
Сведи меня скорей с Максимом-лесником

ЦИТАТНИК АКВАРИУМА

Цитатник Аквариума в контакте - сообщество про скрытые цитаты в песнях Бориса Гребенщикова
Именно эта запись в VK
Присоединяйтесь к сообществу ВКонтакте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *