Это — статья раздела
Цитатник Аквариума
И назавтра мне скажет повешенный раб:
«Ты не прав, господин», и я вспомню твой взгляд.
И скажу ему: «Ты перепутал, мой брат:
В этой жизни я не ошибаюсь».
Добрый день, дорогие слушатели «Аквариума»! Все мы испытываем особое удовольствие, погружаясь в глубины смыслов в песнях Гребенщикова. Тем неудобнее мне признаться в том, что предыдущий выпуск про «отпятую буровую» был первоапрельской шуткой. Про интервью 2001 и 2002 годов – правда. А вот всё, что потом, про бизнесмена Бориса Никифорова и тюменский концерт в гостинице, – чистая фантазия.
Извините, что ввёл вас в заблуждение историей про нефтяные вышки и тобольские грибы, – долг совести обязывает обличить вымысел, каким бы живописным он ни оказался на деле. Я ещё опубликовал пост не в субботу, 2 апреля, а в пятницу, когда у нас традиционно выходят музыкальные подборки (в результате “Mountain” мы слушали в субботу), но этот сигнал оказался настолько слабым, что на него никто не обратил внимание.
На всякий случай поясню, что пост про «пятую буровую» – единственная мистификация за всю историю цитатника. Все другие записи основаны на реальных фактах. По крайней мере, я никогда не допускал сознательных искажений, а если озвучивал версии, то всегда называл их именно версиями. Итак, после того, как мы актуализировали пословицу «доверяй, но проверяй», предлагаю «двигаться дальше» и послушать сегодня песню «Сталь».
Песня «Сталь» вышла в альбоме «Акустика» (1982), но написана была раньше – в 1976 году. Дату Борис Борисович назвал в интервью журналу “Car&Music” в феврале 2000 года (вот ссылка на сайт Сергея Курия Кур.С.Ив.ом, если вы теперь не верите ни единому моему слову – https://www.kursivom.ru/аквариум-сталь-бг/).
Литературные источники «Стали» Гребенщиков раскрыл ещё в «Правдивой автобиографии Аквариума». Напомним, что это письмо БГ 1980 года Артемию Троицкому, которое мы упомянули при разборе песни «Глядя в телевизор». И если вы по-прежнему мне не доверяете, то вот ссылка на справочник Павла Северова.
Так вот, в этом документе 26-летний Гребенщиков рассказывает: «Сталь – Дилан на 100% (см. ссылки на Пушкина, Вергилия. Последняя фраза из «Новых историй Ци Се» Юань Мэя). Наблюдения из окна в коммунальной квартире».
Последняя фраза – это про диалог «повешенного раба» и «господина»: «Ты перепутал, мой брат: в этой жизни я не ошибаюсь». Китайский писатель и учёный Юань Мэй (1716–1797) – автор «Новых записок Ци Се, или О чём не говорил Конфуций». Это сборник рассказов в жанре «записных книжек» бицзи. Закреплённая в названии характеристика «о чём не говорил Конфуций» подсказывает читателям, что речь в сборнике идёт о странных событиях и явлениях, о потустороннем и мистическом. Один из таких рассказов (второй по счёту) называется «Студент Цай», и в нём как раз и сообщается, кто на самом деле ошибается. Вот краткий пересказ этой загадочной истории.
Студент Цай купил в Ханчжоу заброшенный дом, в котором, по заверениям соседей, водилась нечисть. В одиночестве он вошёл в дом и сел в одной из комнат перед светильником. В полночь там вдруг появилась женщина с красным платком на шее. Она закинула верёвку на балку и начала продевать горло в петлю, приманивая к себе и Цая. Но тот не испугался и стащил незнакомку вниз.
– Господин совершает ошибку, – сказала женщина.
– Ошибку совершаешь ты, – засмеялся Цай. – Как раз сегодня я не ошибаюсь.
Бесовка громко заплакала, распростёрлась перед Цаем, отбивая земные поклоны, и вдруг исчезла. С этих пор нечисть перестала появляться в том доме.
Раз об аллегории на «новые истории Ци Се» рассказал сам Гребенщиков, то сомневаться параллелям в песне не приходится. Но остаются вопросы. 1) Почему у Юань Мэя повеситься пыталась бесовка, а у Гребенщикова повешенный раб? 2) Почему Цай говорит «сегодня я не ошибаюсь», а БГ – «в этой жизни я не ошибаюсь»? Попробуем ответить.
Во-первых, в «правдивой автобиографии» молодой БГ указывает в качестве одного из источников песни «наблюдения из окна в коммунальной квартире». Вполне возможно, что речь идёт о собирательном образе раба, который на деле представлен в каждой комнате, в каждом окне. Недаром в «Стали» есть такие строки:
Мы погасим весь свет, и мы станем смотреть,
Как соседи напротив пытаются петь,
Обрекая бессмертные души на смерть,
Чтоб остаться в живых в этой давке.
То есть речь о простых гражданах – рабах быта, обстановки, застоя. Это те самые сограждане, у которых в карманах в лучшем случае пятак и с которыми не слиться Иванову.
Во-вторых, Гребенщиков расширяет уверенность победившего искушение Цая с дня сегодняшнего на всю жизнь и говорит о неприятии режима. О принципиальном неприятии – так что речь идёт не конкретно о брежневской эпохе, а о лицемерном обществе в целом. Так что «Сталь» вполне применима и к сегодняшним реалиям, и к любым другим эпохам и странам, где свободных людей пытались поставить в упряжь.
Некоторые исследователи в качестве источника диалога господина и раба называют древнемесопотамские тексты «Вавилонской библиотеки». Но об этом, равно как о той леди верхом в неглиже, я предлагаю поговорить в следующий раз.
P.S. По поводу фотографии – все вопросы к писателю Сергею Болмату, который приоткрыл завесу тайны о Гребенщикове-фотомодели для журнала мод: https://diary.ru/
Другие цитаты Аквариума
► Алеет Восток
► Один Чжу учился ловить драконов
► Ты никогда не ловил луну в реке рукой
Именно эта запись в VK
Присоединяйтесь к сообществу ВКонтакте