Великая Пятница

Самый печальный для христиан день в году. День, когда установлен наиболее строгий пост, а любые увеселительные мероприятия могут быть восприняты как настоящее кощунство. И всему объяснением то обстоятельство, что сегодня Христос был распят и после многочасовых страданий на кресте умер за человеческие грехи. Сегодня Великая Пятница.

46-1

 

Распятие

Великая Пятница, безусловно, один из главных дней церковного календаря для всех христиан. Сегодня вся церковная жизнь посвящена воспоминанию искупительных страданий и крестной смерти Иисуса Христа. Этим событиям предшествовала Тайная вечеря и ночное гефсиманское моление Спасителя, которое было прервано прибывшими вместе с Иудой Искариотом военными от иудейских старейшин. Господа, оставленного разбежавшимися учениками, взяли под стражу и отвели к первосвященникам Анне (это огласовка мужского еврейского имени Ханна, что в переводе означает «милостивый») и Каиафе. Утром еврейский суд синедрион приговорил Христа к смерти…

Собственно, судебный процесс над Спасителем полностью вместился в один день – Великую Пятницу. Иудейские старейшины торопились предать Христа смерти как можно скорее, до наступления еврейской Пасхи. Для этого Христа доставили к римскому прокуратору Понтию Пилату. Однако тот, не найдя вины на подсудимом, отправил Христа к четверовластнику Ироду Антипе, правившему в Галилее, откуда происходил Иисус. Под давлением иудейских первосвященников Христос был приговорён к распятию.

Для иудеев I века распятие представлялось казнью позорной. Вместе со Христом были распяты разбойники, «криминальный элемент». В то время как мятежник и заговорщик Варавва оказался отпущен по требованию народа, подговорённого иудейскими первосвященниками. На картине Джеймса Тиссо (James Tissot) прекрасно показан Варавва, насмехающийся цинично-авантюристской усмешкой прожжённого преступника. Каким он им и был, есть учесть, что имя «Варавва» переводится как «сын отца», то есть сын какого-то отца…

46-2

Христос был распят римскими солдатами, которые до этого, в осуществление ветхозаветного пророчества, бросали жребий о ризе Господней. Местом казни была выбрана гора Голгофа, в основании которой, по преданию, был захоронен Адам. По крайней мере, в иконографии «голова Адама», обозначаемая сокращением «г.а.», уже стала общим местом.

46-3

 

Погребение

Для нас важнее то, что кровь распятого Христа проникла в самую глубь Голгофы, вплоть до «всесмешливого» ада, которому ни до кого не было дела, поскольку все умершие попадали именно в него. Крестная смерть Спасителя разрушила врата ада, откуда Христос вывел праведников. Точнее – ещё выведет, потому что сегодня, в Великую Пятницу, тело умершего Христа успеют лишь снять с креста и, обвив плащаницей, похоронить «во гробе», то есть в небольшой пещере под Иерусалимом. Причём захоронением занялись тайные ученики Христа – Иосиф Аримафейский, давший Спасителю крест, и Никодим, имевший с Господом ночную беседу вдали от глаз иудейских первосвященников.

При погребении присутствовали женщины из числа последователей Христа, которые впоследствии будут названы «жены-мироносицы». Израильские старейшины, боясь, что они украдут тело Спасителя и объявят Его воскресшим, потребовали у Пилата выставить охрану у пещеры. Однако тем самым они лишь подтвердили объективность событий, которым надлежало произойти.

Но пока что главное чувство явных и тайных учеников Христа – глубочайшая скорбь. В Иерусалиме IV века в Великую Пятницу совершалось своего рода богослужебное воспроизведение событий последних часов земной жизни Христа. В древнем памятнике «Паломничество Эгерии» сообщается, что на месте Гефсиманского моления и на пути к месту распятия, когда читалось соответствующее место евангелия, «все рыдали настолько громко, что было слышно даже в городе».

При этом песнопения Великой Пятницы всячески подчёркивают, что на кресте страдает Богочеловек, создатель вселенной, что и является камнем преткновения для тех, кто желает понять умом, как возможно распятие Господа. «Днесь висит на Древе, – величает Христа 15-й антифон, – Иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь; в ложную багряницу облачается, Одеваяй небо облаки; заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама; гвоздьми пригвоздился Жених Церковный; копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе».

Поразительный текст, в котором парадоксы наслаиваются один на другой. Или, как выразился апостол Павел, «для иудеев соблазн, для эллинов безумие». Однако за печалью молитвословия следует надежда и ожидание исполнения пророчеств: «Покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение»! Постараемся и мы провести оставшиеся дни в подобающем настроении.

 

Три дня между смертью и жизнью

В жизни бывают такие ситуации, события, которые в настоящий момент воспринимаются как тягость, обуза, как нечто неприятное, о чём мы спрашиваем: зачем это происходит? неужели этого нельзя избежать? И по своему младенческому, в масштабах Божественного произволения, неразумию не всегда осознаём, что именно так необходимо надо. А понимаем это, только оглядываясь назад. Впрочем, приведу ясный и конкретный пример.

46-4

Связан он с именем нашего великого старца – преподобного Амвросия Оптинского (1812 – 1891 гг.), человека истинно подвижнической жизни, чрезвычайно простого и в этой связи мудрого, к тому же чудотворца и прозорливца. Однажды в Оптину пустынь приехал иконописец за вознаграждением за исполненный иконостас. От настоятеля ему причиталась весьма значительная сумма денег. Кроме того, на следующий день мастер должен был вернуться домой, где он договорился встретиться с новыми заказчиками. Вечером, перед отъездом, иконописец зашёл за благословением к преподобному Амвросию. Старец разговаривал с иконописцем очень долго, а в конце заявил: «Ну, ступай с Богом. Здесь ночуй, а завтра благословляю тебя идти к обедне, а от обедни чай пить заходи ко мне».

Мастер был раздосадован, однако перечить не стал. Между тем, старец задержал его в итоге на целых три дня! «Уж не до молитвы мне было у всенощной, – вспоминал впоследствии иконописец, – так и толкает в голову: «Вот тебе твой старец! Вот тебе и прозорливец… Свистит теперь твой заработок»». Впрочем, назавтра Амвросий объявил задержанному: «Ну, теперь пора тебе и ко двору! Ступай с Богом! Бог благословит! Да по времени не забудь Бога поблагодарить!».

Как вы можете догадаться, новые заказчики задержались в пути как раз на три дня. Но соль этой истории, разумеется, совсем не в этом. Прошло много лет, прежде чем мастер понял, зачем старец Амвросий его так долго держал в монастыре. Заболел «к смерти» его старший иконописец. И на смертном одре признался: «Прости мой грех, хозяин! Я ведь тебя убить хотел. Помнишь, ты из Оптиной запоздал на трое суток приехать? Ведь нас трое, по моему уговору, три ночи подряд тебя на дороге под мостом караулили: на деньги, что ты за иконостас из Оптиной вёз, позавидовали. Не быть бы тебе в ту ночь живым, да Господь за чьи-то молитвы отвёл тебя от смерти без покаяния… Прости меня, окаянного!».

Иконописец вспоминал своё удивление: «Бог тебя простит, как я прощаю, – поражённый, ответил он. – Тут мой больной захрипел и кончаться начал. Царствие Небесное его душе. Велик был грех, да великое покаяние!». Вот так старец Амвросий отвёл иконописца от трёх дней, в которые тот мог встретить свою смерть. Все мы смертны, а Пасха – близко!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *