Å #141. Три старухи в подвале

Это — статья раздела
Цитатник Аквариума

Три старухи в подвале, закутанные в тряпьё,
Но прядущие драгоценную нить.

Три старухи в подвале, закутанные в тряпьё, но прядущие драгоценную нить. БГ о мойрах и о узбекских трудовых мигрантах одновременно в песне Тайный Узбек (2010)

Что вы сделаете, если узнаете, что в подвале вашего дома незаконно поселились гастарбайтеры? Позвоните в полицию? в миграционную службу? в управляющую компанию? А что бы в этом случае сделал Борис Гребенщиков? Правильно – написал бы песню. И таковая в репертуаре «Аквариума» есть, просто мало кто об этом знает.

Трек «Тайный узбек» был опубликован в виде сингла на портале Kroogi в 2010 году. Спустя год композиция, в иной аранжировке, вошла в альбом «Архангельск». В одном из интервью Гребенщиков пролил свет на историю песни: «К «Узбеку» были написаны куплетов десять, а осталось четыре. И то же самое с музыкой. Я пытался найти эту музыку и так, и так, писал на открытом строе, на обычном, наверное, года два. И потом в один прекрасный вечер перестал что-либо изобретать и написал то, что есть. Из чего вывод: если долго мучиться, что-нибудь получится. И ещё один – самое просто часто оказывается самым верным».

Также БГ добавил, что в «Тайном узбеке» на рояле и органе Хаммонда играет Майки Хоу – бывший клавишник группы “Oasis”, а на тот момент – музыкальный директор старшего брата Галлахера. «Лиам порекомендовал его на тот случай, если потребуется что-то доиграть в студии, и Майки оказался чудесным человеком».

О тексте песни, как и о других произведениях Бориса Борисовича, судить сложно. Но некоторые подсказки у нас есть. «Три старухи в подвале, закутанные в тряпьё», могли остаться «под радаром», если бы не указание на то, что они прядут драгоценную нить.

В древнегреческой мифологии известны три мойры – богини судьбы, доли, человеческой участи, которую каждый получает при рождении. Гомер упоминает единственную Мойру – это безличная необходимость, которая неподвластна даже богам. С развитием религиозных воззрений у греков закрепилось представление о трёх сёстрах, а именно:

🔹Клото – «Пряха»: та, кто прядёт нить жизни
🔹Лахесис – «Дающая жребий»: богиня, определяющая судьбу
🔹Атропос – «Неотвратимая»: смерть, разрезающая нить жизни

В диалоге «Государство» Платон изображает сестёр мойр сидящими на высоких стульях в белых одеждах. Они прядут на веретене необходимости и сопровождают пением небесную музыку сфер. При этом Клото поёт о настоящем, Лахесис о прошлом, а Атропос – о будущем, изображая общую картину судьбы. Интересно, что в античном искусстве мойры чаще изображались молодыми. Но с течением времени и налеплением различных представлений за ними закрепился образ старух.

На этом можно было и остановиться. Но, как говаривал Кант, нет ничего приятней для ищущего ума, чем априорные синтетические суждения. Говоря проще, нет ничего приятней, чем в древнегреческой аллюзии в песне Гребенщикова «раскопать» совсем иную историю, которая и послужила источником загадочных строчек.

В 2012 году Михаил Борзыкин, лидер культового «Телевизора», дал интервью петербургскому изданию 812’Online. Главной темой стало сопоставление протестов несогласных начала 2010-х и 1980-х годов. Борзыкин высказался об общественных взглядах Гребенщикова, в духе того, что БГ не проявляет своё отношение к происходящему в стране напрямую в творчестве, «хотя там всегда очень много эзопова языка». А заодно – упомянул разбираемую нами песню. Вот полная цитата:

«Когда он написал песню «Тайный узбек», я пошутил, что, наверно, к нему в квартиру поселились узбеки. Оказалось, я был недалёк от истины. У него в доме несколько квартир отдали под общежитие узбеков. Он был возмущён той ситуацией, что соединения культур не произошло – под окнами с утра останавливаются какие-то маршрутки, шумно, грязь, куча нечистоплотных представителей Узбекистана. Он обратился к Михаилу Садчикову, музыкальному критику, и тот опубликовал на «Фонтанке» эту страшную историю. Вот как реальность приходит к полубогам. Тайный узбек – он вполне себе явный, взял и пришёл. И с ним надо что-то делать, как-то цивилизовывать, чтобы встреча культур не превратилась в столкновение».

Вот так «тайный узбек» стал поэмой, которая в древнегреческих терминах описала новую российскую реальность XXI века. Напишите в комментариях: а вы подозревали столь бытовую подоплёку в столь мистериальной песне?

Другие цитаты Аквариума

Скипси драк
Без колебаний пропью линкор
Послезавтра я опять буду здесь

ЦИТАТНИК АКВАРИУМА

Цитатник Аквариума в контакте - сообщество про скрытые цитаты в песнях Бориса Гребенщикова
Именно эта запись в VK
Присоединяйтесь к сообществу ВКонтакте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *