В 2024 году УАЗ выпустит 7 тысяч автомобилей с 6-ступенчатой коробкой! И это в то время, когда флагман отечественного автопрома АвтоВАЗ лишь рассматривает варианты 6-ступки, продолжая выпускать «Весты» с 5-ступенчатой механикой и роботом. Ну и что в этой связи можно сказать в адрес «динозавра» отечественного автопрома? Оказывается, УАЗ утирает нос конкурентам не только в отечественном сегменте, но и в сообществе дружественных партнёров?
Давайте окинем взором историю Ульяновского автомобильного завода – производителя классических «козлов» и современных внедорожников, ориентированных на борьбу внутри замкнутого миропорядка!
Ульяновский! автомобильный, завод – УАЗ
В одном своём названии завод УАЗ хранит тепло советского наследия. УАЗ – это Ульяновский автомобильный завод. А Ульяновы – это фамилия борцов с самодержавием: Дмитрий оставил родную фамилию, а Владимир избрал псевдоним Ленин. Ульяновский – это в честь революционеров! В своё время (в 1976 году) завод даже носил труднопроизносимое название «Ульяновский дважды удостоен ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод имени В.И. Ленина».
А сам город, Ульяновск, до образования СССР в 1924 году, назывался Симбирск. Сегодня это центр Ульяновской области, самостоятельного субъекта РФ, с населением более 600 тысяч жителей.
От Москвы город отделяет 850 километров. А вот до Тольятти от Ульяновска – всего 200 км, до Самары – 250. Так что волжские автомобильные гиганты, можно сказать, сконцентрированы в едином природном кластере.
Начало УАЗу положила Великая Отечественная война. Руководством страны было принято решение эвакуировать московский Завод имени Сталина (ЗИС). Местом его временной дислокации стал Ульяновск, а временем основания завода УАЗ называют июль 1941 года. Однако в течение нескольких следующих лет предприятие выпускало модели других марок. Первыми выпущенными в Ульяновске машинами стали грузовики ЗИС-5В. А когда их производство передали автозаводу в Миассе, УАЗ наладил выпуск полуторок ГАЗ-ММ.
Замечательный факт! На УАЗе слесарем 3-го разряда в 1943–1944 годах работал Лев Яшин – знаменитый советский вратарь, который впоследствии станет победителем Олимпийских игр (1956) и чемпионом Европы (1960) по футболу.
После войны на мощностях УАЗ продолжили выпускать грузовики с шильдиком ГАЗ. В 1954 году в Ульяновске начали собирать внедорожник ГАЗ-69 из нижегородских (простите – горьковских) комплектующих. А с 1956-го – наладили сборку «шестьдесят девятых» из узлов собственного производства.
Так что первые полтора десятилетия своей истории УАЗ производил автомобили московских и горьковских заводов. Но именно освоение внедорожной техники позволило УАЗовцам подготовиться к выпуску автомобилей собственной разработки.
УАЗ-469 и УАЗ-3151: крепко, утилитарно, внедорожно
Ульяновский автозавод начал готовить выпуск внедорожного автомобиля с конца 1950-х годов. Первые опытные образцы появились в 1966-м, но завод в то время реконструировался, и выпуск машин надолго задержался. Лишь в конце 1972 года с ульяновского конвейера сошёл первый УАЗ-469. Зато чуть больше чем за год УАЗ выпустил более миллиона (!) таких машин.
Предназначенный для армии, внедорожник получил открытый 5-местный кузов со съёмным брезентовым тентом. Сзади на откидных сиденьях могли помещаться ещё двое бойцов, так что общее число пассажиров составляло 7 человек. Внедорожные свойства обеспечивали жёсткая лонжеронная рама, ведущие мосты и раздаточная коробка, напрямую (без промежуточного вала) прикреплённая к 4-ступенчатой КПП.
При водителе и одном пассажире УАЗ-469 мог перевозить 600 кг груза, а также буксировать прицеп массой 850 кг. Тянул всю эту нагрузку двигатель объёмом 2,445 литра и мощностью 75 л. с. В 1983 году мотор форсировали до 77 «лошадей». А в 1985-м произошла модернизация модели.
Новый УАЗ-3151 получил двигатель УМЗ-417 мощностью 90 л. с. Даже паспортный расход топлива превышал 15 литров на 100 км, а в реальности, на суровом бездорожье, внедорожник пил бензин вёдрами. Бензобак на 39 литров был бы просто игрушечным, но их на машины устанавливали по 2 штуки, в сумме на 78 литров. Однако армейская канистра стала привычным атрибутом для утилитарных ульяновских внедорожников.
УАЗ Патриот: имя вместо цифр в новых исторических условиях
В 1980-е, во время конфликта в Афганистане и нового витка противостояния сверхдержав, военные внедорожники были чрезвычайно востребованы. Но с распадом СССР изменились не только векторы международной политики, но и социально-финансовые реалии правопреемницы Советского Союза – Российской Федерации.
УАЗ готовил новый внедорожник ещё с 1980 года, но, как это часто бывает, путь от макета до конвейера занял целое десятилетие. Да и в начале 90-х не все проблемы были решены. В результате в поисках образа кузова обратились к заводу АвтоВАЗ. В 1993 году появился предсерийный образец в стилистике Лада 2110. От Волжского автозавода автомобиль перенял также короткую колёсную базу, но для внедорожника это означало высокий центр тяжести и повышенный риск переворота. Доработанную на предмет устойчивости и управляемости модель назвали УАЗ-3162, но добавили ещё имя – «Симбир», в честь Симбирска, современного Ульяновска.
УАЗ Симбир выпускался с 1997 по 2004 годы. В 2005-м вышла улучшенная версия ульяновского внедорожника, которая получила гордое имя УАЗ Патриот. Автомобиль получил двигатель объёмом 2,7 литра мощностью 128 л. с., который в ходе доработок стал соответствовать нормам Евро-3. С течением времени Патриот получил антиблокировочную систему (2006), кондиционер (2008), травмобезопасный руль (2012) и т.д.
В 2014 году с конвейера вышел рестайлинговый УАЗ Патриот. Изменились бамперы и светотехника, появился стабилизатор поперечной устойчивости, а также новая мультимедиа, камера заднего вида и прочие радости жизни. В 2016-м УАЗ представил Патриот с новой решёткой радиатора, регулируемым рулём и системой курсовой устойчивости ESP. Также появились фронтальные подушки безопасности, а вместо двух бензобаков – единый топливный бак на 72 литра.
А автоматическая коробка переключения передач, с который мы начали статью, появилась на Патриоте в 2019 году. Агрегатом стал гидромеханический GM-6L50, который ставили на двигатель ЗМЗ-409 на УАЗ Профи.
УАЗовские Хантер, Буханка и даже Ягуар
Среди знаковых моделей УАЗ нужно назвать вооружённого охотника, «Хантер», и насущную нашу «Буханку», которую выпускают до настоящего времени с далёкого 1965 года.
Перечисление же других выпускавших моделей займёт не одну и не две минуты. Вкратце назовём самые звучные названия в арсенале ульяновцев:
- автомобиль-амфибия «Ягуар»
- удлинённая версия 469-го «Барс»
- укороченная версия той же модели «Шалун» (хотя название в данном случае спорное)
- 3-дверный бронированный «Скорпион»
УАЗ-3907 Ягуар — автомобиль-амфибия Ульяновского автозавода
В 2024 году, в условиях санкций, УАЗ продолжает выпускать автомобили повышенной проходимости, в которых находят применение инновационные для России решения. А потребность во внедорожниках, как мы видим, с годами не снижается. Так что будем благодарны ульяновскому автогиганту за отечественные автомобили для родных дорог и направлений.
Из других статей про автобренды вы узнаете:
- все модели Volkswagen названы в честь ветров (ну почти все)
- а Lamborghini — в честь быков (тоже почти все)