ИДХЦ. Лекция №7

Религиозная политика римских императоров в отношении христиан I в.

Список римских императоров I века:

☛ Октавиан Август (27 г. до РХ – 14 г. по РХ)
☛ Тиберий (14 – 37 гг.)
☛ Калигула (37 – 41 гг.)
☛ Клавдий (41 – 54 гг.)
☛ Нерон (54 – 68 гг.)
☛ Гальба, Отон, Авл Вителлий (68 – 69 гг.)
☛ Веспасиан (69 – 79 гг.)
☛ Тит (79 – 81 гг.)
☛ Домициан (81 – 96 гг.)
☛ Нерва (96 – 98 гг.)
☛ Траян (98 – 117 гг.)

Октавиан Август, при рождении — Гай Октавий — римский политический деятель. Первый римский император и основатель Римской империи. 13 раз занимал должность консула (43 год до н. э., 33 год до н. э., ежегодно с 31 до 23 гг. до н. э., 5 год до н. э., 2 год до н. э.), с 12 года до н. э. — великий понтифик, с 23 года до н. э. обладал полномочиями трибуна (tribunicia potestas), во 2 году до н. э. получил почётный титул «отец отечества» (pater patriae).

Октавиан Август

Происходил из незнатной богатой семьи, приходился внучатым племянником Гаю Юлию Цезарю. В 44 году до н. э. был усыновлён им по завещанию и оказался в центре политической жизни Римской республики, пользуясь поддержкой многих сторонников Цезаря. В 43 году до н. э. вместе с цезарианцами Марком Антонием и Марком Эмилием Лепидом создал второй триумвират для борьбы с общими противниками. После побед над Марком Брутом и Секстом Помпеем между триумвирами началась борьба за власть, завершившаяся войной между Антонием и Октавианом, в которой победил последний.

В 27—23 годах до н. э. Октавиан сконцентрировал в своих руках ряд обычных и чрезвычайных должностей, позволивших ему управлять Римским государством, избегая установления открытой монархии. Для характеристики нового строя используется термин «принципат», а Октавиан считается первым императором в современном смысле этого слова. За время своего правления Октавиан значительно расширил границы Римского государства, включив в его состав большие территории на Рейне и Дунае, в Испании, а также Египет, Иудею и Галатию. Проведение активной внешней политики стало возможным благодаря развитию экономики, освоению провинций и военной реформе. Правление Октавиана ознаменовалось уменьшением влияния сената на римскую политику и зарождением культа императора (среди проявлений последнего — переименование одного из месяцев в август). Поскольку у императора не было сыновей, в течение своего правления он рассматривал различных возможных наследников. В конце концов, он оставил власть своему пасынку Тиберию, а основанная Августом династия Юлиев-Клавдиев правила Римской империей до 68 года.

* * *

Тиберий (лат. Tiberius Iulius Caesar Augustus; при рождении Тибе́рий Кла́вдий Неро́н, лат. Tiberius Claudius Nero; 16 ноября 42 года до н. э. — 16 марта 37 года) — второй римский император с 14 года из династии Юлиев-Клавдиев.

Также великий понтифик (с 15 года), многократный консул (13 и 7 годы до н. э., 18, 21 и 31 годы), многократный трибун (ежегодно с 6 года до н. э. по 37 год, кроме периода с 1 года до н. э. по 3 год н. э.).

Упоминается в Евангелии от Луки под именем Тиверия кесаря (Лк. 3:1) как император, на время правления которого приходится начало проповеди Иисуса Христа. По косвенным данным, на его правление приходится и распятие Христа. Таким образом, считается, что именно во время правления Тиберия произошли основные события жизни и смерть Иисуса Христа.

* * *

Калигула – Гай Ю́лий Це́зарь А́вгуст Герма́ник (лат. Gaius Iulius Caesar Augustus Germanicus; более известный под прозвищем-агноменом (прозвище) Кали́гула) — римский император (c 18 марта 37), третий представитель династии Юлиев-Клавдиев; также — великий понтифик (лат. Pontifex Maximus), Отец отечества (лат. Pater patriae) (с 38 года), четырежды консул (37, 39—41).

Калиги — так назывались сапоги, в которые были обуты римские легионеры. Ну, а «калигула» — «сапожок» (даже, скорее, «сандалик»). Этот мальчик вырос в военном лагере среди солдат, он был сыном их любимого полководца Германика.

Калигула был третьим сыном рано умершего Германика, известного полководца и потенциального наследника Тиберия. Старшие братья Калигулы пали жертвой интриг при императорском дворе, которые он пережил благодаря молодости и защите влиятельных родственников. После смерти Тиберия стал императором при поддержке префекта преторианцев Макрона и начал правление с отмены репрессивных и непопулярных мер предшественника. Существенно увеличил расходы государственной и императорской казны организацией масштабного строительства и богатыми представлениями, чем приобрёл репутацию расточителя. За неполных четыре года правления Калигула аннексировал Мавретанию, лично проводил манёвры в Германии, планировал вторжение в Британию. Был убит ближайшими сподвижниками в результате дворцового переворота. Своим правлением Калигула запомнился современникам и потомкам как жестокий и сладострастный тиран-безумец.

* * *

Клавдий, при рождении Тибе́рий Кла́вдий Друз, правил с 41 по 54 годы, — римский император из династии Юлиев-Клавдиев.

Большинство древнеримских источников утверждает, что Клавдий был отравлен грибами и скончался в первые часы 13 октября 54 года. Светоний утверждает, что это произошло в Риме. Почти все авторы соглашаются в том, что инициатором этого отравления была Агриппина, которая старалась сохранить власть для назначенного наследником Нерона (поскольку Клавдий вновь приблизил к себе Британника).

24 октября 54 года прах Клавдия был помещён в Мавзолей Августа. Практически сразу же Нерон и Сенат обожествили его.

* * *

Нерон – Неро́н Кла́вдий Це́зарь А́вгуст Герма́ник; имя при рождении — Лу́ций Доми́ций Агеноба́рб; 15 декабря 37 — 9 июня 68) — римский император c 13 октября 54 года, последний из династии Юлиев-Клавдиев.

Император Нерон

Нерон и религии. Митраизм. Правление Нерона ознаменовалось усилением в Риме эллинизма. Император интересовался всем восточным, в том числе и религией. Так, Нерон устроил две пышные «свадьбы»: с мальчиком Спором (в качестве «мужа») и со жрецом Пифагором, как «жена». Эти и другие церемонии, по мнению историков, были обрядами посвящения в митраизм.

Иудаизм. Иудеи считают, что Нерон был первым и единственным римским императором, принявшим иудаизм. В 66 году вспыхнула иудейская война. Согласно Талмуду, Нерон прибыл в Иерусалим. Он попросил проходящего мальчика повторить стих, выученный в тот день. Мальчик ответил: «И совершу мщение Моё над Едомом рукою народа Моего, Израиля; и они будут действовать в Идумее по Моему гневу и Моему негодованию, и узнают мщение Моё, говорит Господь Бог» (Иез. 25:14). Император пришёл в ужас, полагая, что Бог хочет разрушить Иерусалимский храм, а вину за это свалить на самого Нерона. После этого Нерон покинул город и, чтобы избежать наказания, перешёл в иудаизм.

Талмуд добавляет, что рабби Меир Бааль Ха-Нес (Чудотворец), видный сторонник восстания Бар-Кохбы против римского владычества, был потомком Нерона. Однако римские и греческие источники нигде не сообщают ни о посещении Нероном Иерусалима, ни о его переходе в иудаизм — религию, которую римляне считали варварской и безнравственной. Также нет документов о том, что у Нерона были потомки: его единственный ребёнок, дочь Клавдия Августа, умерла в младенчестве.

Христианство. В христианском предании Нерон считается первым государственным организатором гонений на христиан и казней апостолов Петра и Павла. О преследованиях христиан во время правления Нерона сообщают светские исторические источники. Тацит писал, что после пожара 64 года император устроил массовые казни в Риме.

И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличённых не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обречённых на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. — Анналы XV.44

Другой историк, Светоний, также упоминает наказания христиан, хотя возводит это в похвалу Нерону и не связывает с пожаром. По ранним христианским источникам, Нерон был первым гонителем христиан. Тертуллиан (ок. 155—230): «Возьмите записи о вашем прошлом: вы найдёте, что Нерон был первым, кто стал преследовать наше учение…» — Апологетик. Эту же версию продолжили и другие церковные писатели, такие как Лактанций (О смерти гонителей. II, 5-6) и Сульпиций Север (Хроника II.28.3).

С гонениями связано и предание о казнях апостолов Петра и Павла. Апокрифические «Деяния Петра» (ок. 200 г.) говорят, что Пётр был распят вниз головой в Риме во время правления Нерона, но без его ведома. Епископ Евсевий Кесарийский (ок. 275—339) писал, что Павел был обезглавлен в Риме при Нероне. В IV веке ряд писателей уже констатирует, что Нерон убил Петра и Павла.

* * *

Веспасиан – Тит Фла́вий Веспасиа́н (17 ноября 9 года — 24 июня 79 года), вошедший в историю под именем Веспасиан, — римский император в 69—79 годах, основатель династии Флавиев, пришедший к власти по итогам «года четырёх императоров».

Император Веспасиан

Веспасиан стал первым правителем Рима, не принадлежавшим к аристократии: он был внуком крестьянина и сыном всадника. При Юлиях-Клавдиях Тит Флавий сделал карьеру военного и политика. При Калигуле он занимал должности эдила (предположительно в 38 году) и претора (в 39 либо 40 году), при Клавдии участвовал в завоевании Британии в качестве командира легиона (в 43 году) и достиг консулата (в 51 году). При Нероне Веспасиан ушёл в отставку, но позже был назначен проконсулом Африки, а в 66 году возглавил армию, направленную на подавление восстания в Иудее. В гражданской войне, начавшейся в 68 году, он сначала занимал выжидательную позицию. Летом 69 года провозгласил себя императором, опираясь на поддержку всех восточных провинций. На тот момент Рим контролировал Авл Вителлий, армия которого потерпела поражение во второй битве при Бедриаке (октябрь 69 года). В декабре сторонники Флавия заняли столицу, Вителлий был убит.

Приход Веспасиана к власти положил конец гражданской войне. Новый император усилил контроль над армией и преторианской гвардией, вывел из кризиса финансовую систему благодаря экономии и налоговым преобразованиям, стабилизировал ситуацию в провинциях. В его правление были разгромлены восставшие иудеи (Иерусалимский храм при этом был разрушен, началось «рассеяние» евреев по территории империи).

Религиозную политику Веспасиана в историографии характеризуют как традиционалистскую: Тит Флавий старался использовать римскую религию для того, чтобы упрочить свою власть, которую он захватил без каких-либо законных прав. Отсутствие родства с Юлиями-Клавдиями определило особенность императорского культа в эту эпоху: начинаются его формализация и превращение индивидуального культа императора в почитание Римского государства как такового.

При Веспасиане императорский культ стал всеобщим и обязательным и насаждался по всей Римской державе. Появился ряд новых храмов, началась унификация жреческих должностей. Святилища, находившиеся в административных центрах провинций, становились главными для всего региона, а их служители получали титул sacerdos, тогда как жрецы в остальных городах провинции были всего лишь фламинами (flamens).

По примеру Августа Веспасиан начал внедрять совместный культ Ромы и живого императора; вслед за Нероном он возродил практику почитания живого принцепса и его обожествлённых предшественников. Сам Тит Флавий не претендовал на родство с богами и насмешливо относился к попыткам придумать ему соответствующую генеалогию, но при этом официальная пропаганда активно разрабатывала тему его богоизбранности. Источники сообщают о многочисленных знамениях, которые предвещали Веспасиану великую судьбу, о расположении к нему египетских божеств, о чудесном излечении двух увечных в Александрии. Начальная религиозная легитимация его правления, сразу после прибытия в столицу осенью 70 года, осуществлялась за счёт подчёркивания связи с Сераписом, чьим орудием и посланником Тит Флавий считался. Ночь перед иудейским триумфом в 71 году и Веспасиан, и его сын Тит провели в храме Изиды, чей культ был тесно связан с культом Сераписа. В этот период изображение храма Изиды появляется на римских монетах, что обозначило поворот в религиозной политике императоров: со времён Августа египетские культы не поощрялись верховной властью, поскольку отождествлялись с Марком Антонием и Клеопатрой.

При Веспасиане происходит стихийное распространение местных религиозных культов на новые регионы; в связи с этим процессом К. Андо признал эпоху Флавиев одной из самых продуктивных с точки зрения религиозной унификации Римской державы. В частности, делает успехи христианство: начинаются создание евангелий, переход христиан к епископальной церкви, распространение этой религии в Малой Азии, её проникновение в высшие сферы римского общества. Предположительно при Веспасиане имперские власти не преследовали христиан, но разрушение Иерусалима стало для последних выдающимся событием, существенно повлиявшим на развитие их учения.

* * *

Тит Фла́вий Веспасиа́н (лат. Titus Flavius Vespasianus; 30 декабря 39, Рим, — 13 сентября 81, Аквы Кутилиевы), в отличие от отца, своего полного тёзки, вошедший в историю под личным именем Тит, — римский император из династии Флавиев, правивший с 79 по 81 год. В юности принадлежал к окружению Цезаря Британника, в дальнейшем начал военную карьеру. Под началом отца с 67 года сражался с восставшими иудеями. В 70 году, когда Веспасиан захватил императорскую власть, Тит возглавил армию в Иудее. После ожесточённых боёв он взял штурмом Иерусалим и разрушил Храм, а по возвращении в Рим отпраздновал триумф (в 71 году).

Ещё при жизни отца Тит стал официальным наследником императорской власти. Он занимал должность префекта претория и почти каждый год избирался консулом. После смерти Веспасиана в 79 году Тит стал императором (это был первый в истории Рима случай перехода власти от отца к родному сыну). Во внутренней и внешней политике Тит продолжил курс отца. Его недолгое правление было отмечено большим пожаром в Риме и извержением Везувия; при ликвидации последствий этих катаклизмов Тит проявил большую щедрость. В античных источниках он изображён как идеальный правитель.

* * *

Домициан (лат. Titus Flavius Domitianus, более известный в римской историографии как Домициан (24 октября 51 — 18 сентября 96) — последний римский император из династии Флавиев, правивший в 81—96 годах. Отец — первый представитель династии Флавиев, император Веспасиан. Домициан вступил на престол после смерти своего брата Тита.

Император Домициан

Домициан твёрдо следовал обычаям традиционной римской религии и на протяжении всего своего правления лично следил за тем, чтобы обычаи и нравы соблюдались. Для того чтобы оправдать божественную природу правления Флавиев и подчеркнуть преемственность к предыдущему правящему роду Юлиев-Клавдиев, Домициан особенно уделяет внимание связи с главным римским божеством Юпитером, возможно, через самое значительное и впечатляющее восстановление храма Юпитера на Капитолийском холме. Небольшой храм Юпитеру Хранителю также был возведён на месте дома храмового сторожа, где Домициан укрывался 20 декабря 69 года. Позже, когда он уже взошёл на престол, этот храм был перестроен и расширен, став посвящённым Юпитеру Стражу.

Кроме того, император отличался особенно усердным поклонением богине Минерве. Он не только хранил статуэтку этой богини в своей спальне, её изображение регулярно появлялось на его монетах в четырёх различных вариантах. В честь Минервы Домициан прозвал один из основанных им легионов.

Домициан также возродил практику имперского культа, который был несколько забыт в правление Веспасиана. Примечательно, что первым действием в качестве императора Домициан приказал обожествить своего предшественника и брата Тита. Что касается самого императора как религиозного деятеля, то Светоний и Дион Кассий утверждают, что Домициан официально присвоил себе титул «Dominus Deus» («Господин и Бог»). Евсевий Кесарийский утверждает, что евреи и христиане подвергались сильным преследованиям к концу правления Домициана.

* * *

Нерва (лат. Marcus Cocceius Nerva; 8 ноября 30 или 35 года, Нарния, Римская империя — 25 января 98 года, Рим, Римская империя) — римский император с 18 сентября 96 года по 25 января 98 года, основатель династии Антонинов и первый из «пяти хороших императоров». Нерва принадлежал к сенатской аристократии и сделал карьеру политика при Юлиях-Клавдиях и Флавиях. После убийства заговорщиками Домициана в 96 году был провозглашён императором. Восстановил права сената и правил, согласовывая с ним все свои действия. Правление Нервы продлилось всего 16 месяцев.

* * *

Траян (лат. Marcus Ulpius Nerva Traianus; 18 сентября 53 — 8 августа 117) — римский император, правивший с 98 по 117 г., в эпоху последнего наивысшего расцвета Римской империи («Золотой век Антонинов») со времён «Золотого века» императора Октавиана Августа. Второй представитель династии Антонинов. Известен своими обширными завоеваниями, ставшими фактически последними в истории Рима. Именно в период правления Траяна население Рима достигло, по современным оценкам, почти миллиона человек, а территория империи достигла своих максимальных размеров. Второй из пяти хороших императоров. В римской историографии традиционно считается «лучшим императором за всю историю Рима» (лат. Optimus Princeps — «Лучший правитель»). На основании вышесказанного можно сделать вывод, что период правления императора Траяна ознаменовал собой вершину развития Pax Romana (с лат. «Римский мир»), начавшегося с принципата Октавиана Августа.

Император Траян

Траян, родившийся в Италике (в 9 км на северо-запад от современной Севильи), происходил из испанского аристократического рода. В правление Нерона отец Траяна был включён в состав сената. Траян начал карьеру при Домициане. Спустя год преемник Домициана Нерва усыновил популярного в армии Траяна и назначил его своим соправителем и наследником. После смерти Нервы Траян стал первым выходцем из провинции, достигшим верховной власти в империи.

Правление Траяна было отмечено масштабными завоеваниями. В результате двух кампаний в 101—102 и 105—106 гг. была покорена Дакия. На Востоке аннексировано Набатейское царство, в 114—117 гг. в ходе войны с Парфией император присоединил к Римскому государству Великую Армению и Месопотамию, в 116 году дошёл до Персидского залива и захватил столицу парфян Ктесифон. Однако из-за восстаний Траян был вынужден остановить кампанию и вернуться обратно. В августе 117 года в Киликии на пути в Рим Траян скончался. Его преемником стал его двоюродный племянник Адриан.

Наиболее ярким свидетельством отношений римского государства и раннего христианства является переписка Траяна с Плинием Младшим (Секундом) во время наместничества последнего в Вифинии. Раннехристианские общины с точки зрения римского законодательства того времени рассматривались как коллегии — объединения лиц, связанные отправлением культа или общей профессией. Их деятельность регулировалась имперским законодательством, требовавшим, как минимум, регистрацию и получение разрешения. Христианские же экклезии Вифинии в силу распространённых тогда в протохристианской среде эсхатологических настроений от любого взаимодействия с светскими властями отказывались, что и привело к расследованию.

На запрос Плиния Траян ответил, что анонимные доносы принимать не следует, однако в случае доказанности принадлежности к христианам следует требовать простого отречения, наказывая лишь при отказе от него: «Ты поступал должным образом, мой Секунд, при расследовании дела тех, на которых доносили тебе как на христиан. Нельзя в таких случаях установить раз навсегда определённой формулы. Не надо разыскивать их: если о них донесут и удастся уличить их, надо подвергать их наказанию, руководясь, однако, тем, что раскаяние снимает вину с обвиняемого, какие бы ни лежали на нём подозрения, если он станет отрицать свою принадлежность к христианам, подтверждая своё уверение делом, то есть поклонением нашим богам. Безымянные доносы не должны приниматься во внимание ни при каких обвинениях. Это очень плохой пример, не надо его держаться в наш век» — Плиний Младший (Письма, 97).

Известным священномучеником времён Траяна считается святой Игнатий. Однако в православном житии святого священномученика Климента император Траян указывается непосредственным инициатором гонений на христианскую общину Херсонеса и казни святого Климента около 100 года.

Все лекции по теологии Михаила Кожаева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *