Достоевский и живая жизнь

В романах Достоевского можно встретить дословно словосочетание «живая жизнь». Если не знать, что это, помимо прочего, термин, характерный для ряда религиозно-философских течений, то можно принять такое словоупотребление за тавтологию. Однако для Достоевского «живая жизнь» – это неотъемлемая часть его художественного и мировоззренческого глоссария.

%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b5%d1%81%d0%b0%d0%b5%d0%b2-%d0%b6%d0%b8%d0%b2%d0%b0%d1%8f-%d0%b6%d0%b8%d0%b7%d0%bd%d1%8cВ романе «Подросток» Версилов в диалоге с князем пытается определить рамки термина «живая жизнь». Он начинает с уточнения другого словосочетания, которое также часто использует, – «великая мысль»:

«Великая мысль – это чаще всего чувство, которое слишком иногда подолгу остаётся без определения. Знаю только, что это всегда было то, из чего истекала живая жизнь, то есть не умственная и не сочинённая, а, напротив, нескучная и весёлая; так что высшая идея, из которой она истекает, решительно необходима, к всеобщей досаде разумеется.

– Почему к досаде?

– Потому, что жить с идеями скучно, а без идей всегда весело.

Князь съел пилюлю.

– А что же такое эта живая жизнь, по-вашему? (Он видимо злился).

– Тоже не знаю, князь; знаю только, что это должно быть нечто ужасно простое, самое обыденное и в глаза бросающееся, ежедневное и ежеминутное, и до того простое, что мы никак не можем поверить, чтоб оно было так просто, и, естественно, проходим мимо вот уже многие тысячи лет, не замечая и не узнавая» (10, 25).

Ко времени Достоевского понятие «живая жизнь» уже было распространено как в публицистике, так и в литературе. Данный термин часто встречается у славянофилов: А. С. Хомякова, Ю. С. Самарина, И. В. Киреевского. Тургенев и Герцен также апеллировали к «живой жизни», которые все, в целом, употребляли это словосочетание в значении, противоположном кабинетному академизму, книжному, теоретическому и абстрактному подходу к действительности.

Сам Достоевский употребляет термин «живая жизнь» гораздо раньше «Подростка», ещё в первых своих произведениях. Герой «Записок из подполья» признаётся в отрыве от «живой жизни» в связи с нравственной тиранией в отношении девушки, которая его любит: «Я уж до того успел растлить себя нравственно, до того от «живой жизни» отвык, что давеча вздумал попрекать и стыдить её тем, что она пришла ко мне «жалкие слова» слушать; а и не догадался сам, что она пришла… чтоб любить меня, потому что для женщины в любви-то и заключается всё воскресение» (2, 500).

Гордое упоение собственной идеей для героя «Записок из подполья» означает в то же время поражение перед «живой жизнью». В схожих настроениях признаётся Шатов в «Бесах»:

«– Marie, Marie, – в умилении обратился к ней Шатов, – о Marie! Если б ты знала, сколько в эти три года прошло и проехало! Я слышал потом, что ты будто бы презирала меня за перемену убеждений. Кого ж я бросил? Врагов живой жизни; устарелых либералишек, боящихся собственной независимости; лакеев мысли, врагов личности и свободы, дряхлых проповедников мертвечины и тухлятины!» (9, 118 – 119).

Таким образом, для Достоевского человек, оторванный от живой жизни, существует в замкнутой сфере абстрактных идей, книжный теоретик, который «жив» чисто номинально. Потому и приходится прибавлять «живая», чтобы было понятно, что речь идёт о жизни не сосредоточенной в рефлексиях и абстракциях, а о самой что ни на есть действительной жизни, которая «дышит, где хочет».

Лично для меня чрезвычайно близки позиции Достоевского и Гребенщикова. Борис Борисович тоже всегда говорит о неуловимом начале жизни, о том, что невозможно потрогать, иначе оно моментально мертвеет. Скорее всего, я нахожу соответствия в тех сферах, где обитаю мыслями чаще всего, и в этом плане оторван от живой жизни. Но ведь возможно, что я и прав отчасти, объединяя писателя и музыканта. В конце концов они оба учат тому, что начинается там, где заканчиваются слова. А всякому ученику нужна сначала пища удобоваримая, молочная, как младенцу. Поэтому нет ничего зазорного постигать жизнь сперва словами. Когда же чувства, сердце натренируется, тогда можно будет постигать живую жизнь непосредственно…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *