10 мая 2016 года исполняется 70 лет самому романтичному шотландскому музыканту – Его Величеству Доновану! И пусть на момент публикации статьи читателя от этого события отделяет полгода, мы не будем ждать совпадений в числах календаря и просто ещё раз вспомним и послушаем потрясающие вещи продолжающего нас радовать Донована.
Семь десятилетий под знаком Донована
Биография Донована невероятно насыщена и достойна захватывающего романа или фильма. Именно его, до Мика Джаггера и Кита Ричардса, первым из музыкантов арестовали британские власти и запретили въезд в США. Именно после записи с Донованом Джимми Пейдж и Джон Пол Джонс решили основать Led Zeppelin. Именно он показывал Джону Леннону и Полу МакКартни, как играть на гитаре. А вы до сих пор не знаете, кто такой Донован!
Хорошо, конечно, вы знаете. Но вкратце повторить основные вехи и достижения музыканта лишним не будет. Донован Филипс Липч родился 10 мая 1946 года в Глазго. Благодаря родителям, которые отнюдь не играли и не преподавали музыку, а были обычными рабочими, – Донован приобщился к шотландскому и английскому фолку. В 14 он начал играть сам и даже поступил в школу искусству, но вскоре её бросил для познания жизни на местах, для чего со своим другом Джипси Дэйвом уехал колесить по Англии как законченный битник.
В 1964 году, когда Доновану едва исполнилось 18 и он записал первое демо из десяти треков, о нём заговорили как об «английском Дилане». Впоследствии станет ясно, что музыкантов путали благодаря их общим корням, но Донован с годами вырос в эклектика, умело и гармонично совмещающего фолк и пение под гитару с джазом, блюзом, психоделией и этнической музыкой в классическом роковом обрамлении.
Пик популярности Донована пришёлся на вторую половину 60-х, когда он подружился с музыкантами Beatles, с Джоан Баэз и Брайаном Джонсом и записал свои самые успешные альбомы. Настолько успешные, что некоторые из них оказались в Соединённом Королевстве под запретом. Узрев в альбоме “Sunshine Superman” намёки на ЛСД, цензура приостановила продажу диска в Великобритании. Зато в США пластинка вскоре стала золотой, перешагнув рубеж в миллион реализованных копий.
Масла в огонь добавила история с арестом Донована за хранение марихуаны в 1966 году. На британском телевидении даже показали документальные кадры, на которых музыкант курит траву. Это сейчас «мелкими грехами» никого не удивишь, а тогда эпизод произошёл ещё до скандалов с “The Rolling Stones”, поэтому резонанс оказался весьма значительным. В результате Донована не пустили на рок-фестиваль в Монтерее. Зато впоследствии, после выходов альбомов “Mellow Yellow” и “A Gift From A Flower To A Garden”, музыкант стал проповедовать отказ от наркотиков. Во многом, правда, это было определено учением Махариши Махеш Йоги, к которому Донован летал в Индию вместе с битлами.
Критики называют вершиной творчества Донована альбом “Barabajagal” 1969 года, а спад интереса к музыканту произошёл после выхода пластинки “Cosmic Wheels” 1973 года (вновь эта мистическая дата). Фактически массовое увлечение музыкой Донована сошло на нет, и на протяжении добрых сорока лет он продолжает радовать истинных меломанов, не обращая внимания на категории популярности и востребованности. Впрочем, мировое рок-сообщество воздало дань почтения Доновану, включив его 14 апреля 2012 года в Зал славы рок-н-ролла.
Между тем, сам Донован продолжает играть и записывать альбомы. В 2013 году вышел диск “Shadows Of Blue”. В октябре 2014 года Донован выступил в роли хэдлайнера музыкального фестиваля в Дублине, а в апреле 2015-го отпраздновал 50-летие дебютного альбома! И вот буквально на днях, 3 ноября, на официальном сайте музыканта появился анонс трибьют-альбома Донована “Cazing With Tranquility”. Так что дай Бог каждому к 70-летнему юбилею подойти в такой же творческой форме и жизненном тонусе, как Донован.
Гребенщиков о Доноване
Донован упоминается в самом первом выпуске «Аэростата», прямиком после Beatles и наряду с Джими Хендриксом, T.Rex и Family. Доновану целиком посвящён 45-й «Аэростат» (26 марта 2006 года), а различные песни музыканта Гребенщиков ставил в следующих выпусках своей передачи: №№6, 10, 24, 25, 27, 33, 53, 60, 80, 87, 113, 117, 132, 138, 142, 157, 160, 161, 200, 205, 233, 251, 255, 264, 281, 300, 310, 316, 327, 329, 383, 430, 466, 491, 499, 500 и 523. Всего – в 39 выпусках, или (если говорить в более аналитическом тоне) в каждой четырнадцатой передаче, то есть раз в сезон. Редкий музыкант может похвастаться такой любовью у БГ.
Но, разумеется, не авторитетом и тем более не статистикой определяется любовь слушателя к музыке. При подчас близкой к хардроку жёсткости, при джазовой интеллектуальности и усложнённости музыки – Донован всегда остаётся неисправимым романтиком. Флейты, клавесин, напевность… А кто может соперничать с ним в утончённости метафор? Разве что Марсель Пруст, но он не музыкант. “Prussian blue”, “rose carmethene”, “alizarian crimson” – как это вообще перевести эти невероятные цвета на русский? Здесь понадобится новый Жуковский или Пушкин. Да и что тут скажешь ещё: Донован – он же одет в любовь, как небо…