– Очередная статья про «Интерстеллар»! – вздохнёт читатель. И я к нему присоединюсь! Потому что, если говорить о кино, то в последнее время речь только о нём и идёт. «Интерстеллар» стремительно ворвался в тройку рейтинга топ-250 по версии «КиноПоиска» с рейтингом выше 9 баллов, после «Побега из Шоушенка» и «Зелёной мили». Потом, правда, по мере увеличения числа проголосовавших «Форрест Гамп» отвоевал «бронзу» у «Интерстеллара». Но факт остаётся фактом: почти сто тысяч человек оценивает ленту едва ли не лучшей в современной кинематографии! Звучат настолько восторженные отзывы, что возникает соблазн поверить, будто из лучшего научно-фантастического фильма «Интерстеллар» сразу перешагнул в абсолютную классику мирового кино.
Между тем, скажу откровенно и без страха призвать на себя проклятия киноманов, трейлер фильма меня не только не вдохновил на просмотр, но и оттолкнул. Я был буквально поражён: что же такого должно быть в фильме, чтобы люди прислушивались к советам уже посмотревших и шли на премьеру, несмотря на угнетающий трейлер?! Или это уловка продюсеров, которые занизили трейлером планку ожиданий, чтобы фильм вызвал взрывную реакцию? Как бы то ни было, перед фанатами «Интерстеллара» у меня есть превосходное преимущество: фильм я пока ещё не посмотрел, но планирую сделать это в среду, 19 ноября. А до этого дня у меня есть время проанализировать опубликованные рецензии, чтобы понять, какую ауру сформировали зрители, что, откровенно разочарованный в ожиданиях, тем не менее не вытерпел и из любопытства пошёл в кинотеатр.
Разумеется, после просмотра я обещаю поделиться впечатлениями и результатами эксперимента в статье «Интерстеллар: рецензия после». Надеюсь, мне самому будет забавно перечитывать нынешний материал. Потому что в противном случае я потрачу три вечерних часа на скуку. Но не должен же! Вот все говорят: не должен! Но почему? Попробуем разобраться.
Интерстеллар и с чем его едят
Итак, что можно узнать в интернете про фильм, не пытаясь скачать съёмку из зала и осекая себя от чтения про-спойлерных материалов. Неологизм Interstellar на самом деле переводится очень просто: inter – между, stella, stellae – звезда, звёзды. «Межзвёздный» или «интергалактический» (по аналогии с «интернациональный») – кому как угодно.
«Интерстеллар» – творение Кристофера Нолана, теперь уже культового режиссёра, а до этого – создателя “Memento”, «Престижа», «Начала» (“Inception”), «Тёмного рыцаря», «Бэтмена» эт сетера. «Интерстеллар» – научно-фантастический фильм по совместному сценарию самого Нолана и физика-теоретика Кипа Торна. Вот почему, кстати, любители физики, науки, фантастики и комиксов (ну, скажем, Шелдон Ли Купер, кстати, однофамилец главного героя «Интерстеллара») просто писаются от восторга.
Тизер к фильму был запущен ещё до Нового года, 14 декабря 2013 года.
17 мая 2014 года вышел первый трейлер к фильму.
30 июля появился второй, практически дублирующий первый. Всего же YouTube знает четыре трейлера к «Интерстеллару».
Премьера фильма состоялась в Лос-Анджелесе 26 октября, а в широкий прокат картина вышла 5 – 7 ноября в разных странах мира. И вот все стали смотреть «Интерстеллар», и весь ноябрь, кажется, оказался посвящён обсуждению фильма. Так что в нём такого замечательного, что выделяется даже до просмотра картины?
Что такого замечательного в «Интерстелларе»
Действительно, что? Постараемся разложить по пунктам.
- «Интерстеллар» – это авангард научной фантастики. Пространственно-временной тоннель, межзвёздные путешествия, заселение новых планет. Это, пожалуй, первая и, возможно, самая главная причина популярности фильма. Соперничать с данным мотивом могут разве что
- Спецэффекты. Напоминаю, что фильм я ещё не смотрел и отталкиваюсь только от впечатления друзей и знакомых. А они в один голос говорят, что спецэффекты «Интерстеллара» – просто что-то с чем-то! Что ж, скоро проверим.
- Тема отцов и детей. И всё это в сочетании с прекрасной актёрской игрой. По крайней мере, так говорят. Не знаю, как на самом деле, но слышал самые хорошие отзывы от многих. Киноман RonsaRd, в частности, замечает: «Оказалось, и космос, и чёрные дыры, и вся прочая фантастика – лишь фон для показа важности семейных отношений. Плохо ли это? Совсем нет. Пожалуй, именно акцент на человеческих чувствах делает фильм таким ярким и живым, что он не только буквально приковывает к экрану, но и прочно оседает в памяти спустя многие часы просмотра».
- Музыка Ханса Циммера. Один «Оскар», два «Золотых глобуса», три «Грэмми». Но если имя Ханса Циммера вам ничего не говорит, достаточно сказать, что он написал музыку к легендарному «Человеку дождя». Многие называют участие композитора одним из ключевых залогов успеха картины. Вот в этом даже до просмотра «Интерстеллара» сомневаться не приходится. Между прочим, Кристофер Нолан раскрыл карты, на каких условиях сотрудничал с «Интерстелларом» Ханс Циммер: «Я ему позвонил однажды и сказал: «Мне нужен один день твоего времени. Я пришлю тебе письмо, и в нём будет притча, выражающая суть того, о чём я снимаю мой следующий фильм. Но там не будет ни заголовка, ни сюжета, ни даже жанра. Ты откроешь письмо утром, а потом потратишь целый день на то, чтобы написать музыку, наилучшим образом выражающую то, о чём говорит моё письмо. В конце дня ты сыграешь мне эту музыку, и именно она будет звучать в моём фильме». Он поступил так, как я его попросил. Мне кажется, он впервые написал не саундтрек к масштабному блокбастеру, а несколько тем, позволяющих ощутить что-то важное и неуловимое».
- Личность Нолана. Среди аргументов за фильм нельзя не отметить также и личность самого режиссёра. Проще говоря, фильма от него ждали. Ждали долго, возлагая большие надежды. Вот что, в частности, замечает в рецензиях «Кинопоиска» Eriksson: «Господин Нолан – человек, который отрекомендовал себя в Голливуде как режиссёр с особым складом ума, режиссёр, который способен показать то, чего не удавалось показать ещё никому, показать то, до чего ещё никто не додумался». Мне, не выработавшего к Нолану пиитета, сложно комментировать данное положение, но, по всей видимости, имя Нолана – знак качества, оно знает и делает своё дело, а заодно и кассу.
Между прочим, сам Кристофер Нолан признался, что мечтал снять огромную научно-фантастическую картину с детства. А также раскрыл секрет, кто был первым зрителем фильма: «Стивену Хокингу – мы показали фильм ему первому – «Интерстеллар» очень понравился. С точки зрения науки я во всём доверял нашему исполнительному продюсеру, физику-теоретику Кипу Торну. Он выдающийся учёный, и для него этот фильм – тоже осуществление старинной мечты: поучаствовать в создании картины, которая будет базироваться на конкретных научных данных, а не на фантазиях».
Итак, основные плюсы «Интерстеллара», кажется, выявлены. Парадоксальная ситуация: все они, даже в сумме, не дотягивают до того, чтобы я сходил на просмотр картины! Единственное, почему я сделаю, – любопытство. Действительно ли есть в фильме нечто такое, что превосходит все ожидания и что нельзя передать словами, или нагнанный ажиотаж – мастерский и эффективный, но всё же план продюсеров и промоутеров? Ответ на этот вопрос может дать только сам «Интерстеллар». На этом статья «Интерстеллар: ожидания до просмотра» передаёт эстафету с ожиданием в три дня материалу «Интерстеллар: рецензия после».