Ну вот – добрались до медицины, подумает читатель и, в целом, окажется прав. Пускай заявленная тема в большей степени относится к психиатрии или, может быть, к невралгии, но точно никак к физиологии, – но то, что к медицине имеет самое непосредственное отношение, я попытаюсь обосновать. Скажу сразу, что в науке такого диагноза – «френический ксантизм» – ещё нет, но мне хочется верить, что под этим именем он, быть может, действительно войдёт в учебники по психиатрии спустя несколько десятилетий. Если коротко, френический ксантизм – это явление, когда человек воспринимает стихийное влияние моды в качестве собственного осознанного выбора. Теперь подробней.
Жёлтая шизофрения
Примерно так можно назвать частный случай вынесенного в заглавие диагноза. Лично в моём случае это чрезмерная тяга ко всему жёлтому, о чём прекрасно знают мои друзья. Однако причём здесь шизофрения? Пожалуй, ни при чём. Хотя этот эффектный ход позволяет проиллюстрировать значение первого слова диагноза – «френический». «Френос» переводится с греческого как мозг, ум, сознание. А глагол «схизо» – раскалывать, расщеплять. Любой теолог подтвердит, что шизофрения и схизма (то есть раскол) – однокоренные слова. Но в данном случае важнее, что френический ксантизм – явление в области сознания, при котором объективная картина мира воспринимается субъектом затуманенно, когда мозг морочит своего хозяина.
Теперь ксантизм. Вообще говоря, ксантизм представляет собой разновидность альбинизма, при котором в организме отсутствует пигмент меланин, окрашивающий кожу и волосы в цвет. Если вы введёте «альбинизм» в поиске по картинкам, то сразу поймёте, о чём речь. При ксантизме пигментация присутствует, но нарушается в пользу жёлтого цвета. Собственно, ξανθός (ксантос) так и переводится с греческого – «жёлтый».
Соединяя два термина вместе, мы получаем, что френический ксантизм – явление, при котором постоянно растущая мода на жёлтый цвет вызывает у человека ощущение того, что стремление ко всему жёлтому вызвано отнюдь не модой, а личными пристрастиями. Другими словами, мода исподволь диктует человеку свои условия, а тот, морочась мозгом, считает, что его цветоопределение есть результат, скажем, собственной концепции. И как раз в этом смысле френический ксантизм можно назвать если не заболеванием, то психическим отклонением. Хотя может статься, что описанный механизм восприятия заложен в нас природой…
Попытаюсь пояснить на другом примере.
От телефонов до корпоративных цветов
Пару лет назад я написал статью о позиции Церкви по вопросу табакокурения. Не в том очевидном плане, что курение – это плохо, а в том, что оно маркер общей страстности человека, «вывеска внутреннего огня страстей» и т.д., но сейчас о другом. Тогда я отметил о правительственной поддержке здорового образа жизни и выступлений лидеров нашей страны против курения в совокупности с ужесточающимися постепенно запретами и растущими ценами на табак. Тогда бросить курить у меня не получилось. Но прошёл год, и мне повезло – множество факторов соединились таким образом, что я в итоге бросил.
Сегодня, оглядываясь назад, я задумываюсь: а может быть, это правительственная кампания исподволь подвела меня к такому решению? Может быть, мы не до конца оцениваем действенность методов манипулирования сознанием целых народов? Ведь не секрет, что с точки зрения государства, курение – ещё один пункт дохода в бюджет. А когда с финансами становится получше, то можно и о здоровье подданных подумать…
Схожие мысли приходят ко мне и в связи с модой на жёлтый цвет. Помнится, первым человеком в городе, который надел ярко-жёлтый, даже вызывающий плащ, был Евгений Коляда, и было это не менее семи лет назад! Тогда он уверял, что жёлтый войдёт в моду, а сам он – непонятый предтеча этого цвета. И вот, два-три года назад я почувствовал в себе тягу к жёлтому, в то время как мода на него набирала всё большие обороты. Насколько влияние моды туманит нам мозги, выдавая цветовые прозрения за результат нашего вкуса? Или это заболевание мозга, которое интерпретирует всё таким специфическим способом?
Я задаюсь этими вопросами, когда осознаю, как много у меня жёлтых вещей. Перечислю первое, что увижу вокруг себя. Телефон Nokia Asha 501 Yellow – раз. Купленная в “New Yorker” ветровка – два. Рюкзак – три, велосипед – четыре, часы – пять, и даже новая машина – песочного цвета! Самоанализ показывает, что я приобретаю жёлтые вещи. Я с трудом назову день, когда вышел на улице не в жёлтой майке. Даже стены в ванной комнате у меня выполнены в виде чёрно-жёлтой кирпичной кладки.
Даже на подаренном мамой полотенце девушка в жёлтом купальнике и с жёлтыми глазами!
Но самый ужасный факт (если только разделить нижеследующую гипотезу) – карта в кошелёк. Вот здесь повысьте внимание.
Убить рыбу
Недавно я вступил в клуб дисконт-бара KillFish. Может быть, вы слышали что-то о нём или о его пирамидальной системе привлечения новых клиентов. Но сейчас разговор о том, что клубная карта выполнена в чёрно-жёлтых тонах. Выглядит стильно, и надо сказать, соединение чёрного и жёлтого – современный тренд моды. Но дело в другом.
Получив карту, я вложил её в специальное отделение в кошельке и вдруг понял, что именно её здесь и не хватало. Точнее не данной карты как таковой, а именно чёрно-жёлтой! С неприятным удивлением я осознал, что моя личность исподволь вела меня к этим цветам. Бывшие на самом видном месте в кошельке карты «М-видео», “Gloria Jeans” или “Respect Auto” меня не устраивали палитрой, и подсознательно я пытался исправить ситуацию оформлением карт в банках «Тинькофф» и «Райффайзенбанке». Но только KillFish открыл мне глаза, что истинным мотивом открытия вклада, обустройства платёжного канала или пива по сниженным ценам являлась… тяга к жёлтому!
Делая масштабные выводы, можно предположить, что природа заложила в нас мощный механизм инстинктивного следования моде. Мы говорим: вот эти вещи мне нравятся, это мой стиль. А на самом деле мы отнюдь не оригинальны, а просто следуем заложенным в нас мотивам. Которыми продуманные люди могут пользоваться в меркантильных целях. Поясню.
Per umbrella ad astra
Да, я специально перефразировал латинскую поговорку. Не через тернии к звёздам, а от зонта к «Астре». О чём это я? Опять же это моя гипотеза, но окружающий мир на протяжении последних 5 – 10 лет продвигает жёлтый в массы. Когда вы едете за рулём, обратите внимание, как много вокруг машин жёлтого цвета. Некоторые марки выбирают его как основной для своих моделей. Opel Astra, Seat Leon – согласен, конкретных моделей можно перечислить не так много, но вспомните, какой редкостью были жёлтые машины 15 лет назад.
Между тем, в массовом сознании растущая популярность жёлтого началась как раз лет пять назад или около того. В сериале «Как я встретил вашу маму», восьмой сезон которого я сейчас досматриваю, важнейшим указателем на возлюбленную Теда, которую он все эти сезоны и ищет, является жёлтый зонт. Да и сами персонажи то и дело мелькают в жёлтой одежде. Другими словами, от массовой культуры, от зонта (per umbrella) и до машин (ad опелевская Astra), жёлтый стал ключевым. Даже можно сказать – мейнстримовым.
Жёлтый зонт возлюбленной главного героя сериала «Как я встретил вашу маму»
Если всё перечисленное не простое совпадение, то получается, что жёлтый цвет, постепенно становясь модным, подготовил нас не только к толерантному его принятию, но и (как в моём случае) заставил нас считать себя едва не изобретателями новой фишки – быть в жёлтом. То есть жизнерадостным, светлым и позитивным.
О цикличности бытия
А что если подойти к этому вопросу с другой стороны. Что если допустить, что мода развивается циклично и одно и то же явление становится популярным каждые 50 – 70 лет. Сейчас многие говорят о цикличности погоды, особенно на фоне ужасной зимы в Великобритании. Высказываются предположения, что, подобно тому, как день сменяет ночь, так и разные характеры погоды сменяют друг друга, только с гораздо более длительной периодичностью. То есть мы жили в долгом погодном «дне» и задумались о существовании «ночи», только когда они начали меняться местами.
Вполне вероятно, что мода имеет те же свойства. Причём не только в плане цветов или одежды. Мы видим, что в музыке наблюдаются те же законы. Психоделический рок, бывший на пике популярности в 1973-м, в 2014-м снова обретает вес. Примерно то же относится и к другим жанрам, почему мы и можем говорить о периоде оборачиваемости цикла в музыкальной моде приблизительно в 40 лет. Можно также допустить, что существуют ещё более длительные циклы, лет, скажем, в 800, которые мы, по понятным причинам, осознать или увидеть не можем. Подобно тому, как «музыку сфер» «услышать» могли только величайшие умы в истории.
Английская супермодель Твигги даёт понять, что мода 60-х возвращается
Но вернёмся к моде и цветам. Можно ли сказать, что сегодняшний «выстрел» жёлтого есть повторение моды, скажем, 60-х годов? Или это просто модный цвет, а человек начинает рефлексировать по этому поводу, придумывая не отвечающие действительно теории? В данном случае, боюсь, мне сразу следует поставить диагноз «френический ксантизм». Но, можем быть, во всех приведённых рассуждениях есть зерно истины? Задумайтесь об этом на досуге. И похвалите себя за то, что сегодня вы узнали два новых слова – «альбинизм» и «ксантизм».
Популярные статьи «Автоответчика»
Профессия — аниматор | Странные иконы | День Гиннесса |
Ну вот, снова ловлю себя на мысли, высказанной Кинчевым: «Чёрно-красный мой цвет, но он выбран увы не мной…» Возможно совпадение. А вообще странно всё это. Хорошо бы исследование, да помасштабнее.