Маски обмана

Один американский авантюрист XIX века провёл блестящую махинацию. Зная о приезде в город очень серьёзного бизнесмена, он составил подробное деловое предложение, а затем… заблаговременно арендовал заброшенное здание фабрики. Привёл его в порядок, покрасил, подлатал, повесил огромную вывеску «Банк» и нанял добрую сотню актёров, которые дружно создали атмосферу кипучей работы ровно на один день! Приехавший бизнесмен был поражён трудовой дисциплиной и эффективностью деятельности банковского учреждения. И немедленно сделал взнос, в несколько раз перекрывший все траты мошенника. Который, разумеется, в тот же вечер скрылся в неизвестном направлении.

Описанная авантюра очаровывает глобальностью мысли преступника и уникальным подходом, в котором трезвый, педантичный и невероятно детальный расчёт сплавлен с талантом и театральным изяществом махинации! В жизни редко встретишь подобных романтиков. Максимум это будут заезжие гастролёры, которые арендуют на месяц квартиру, сделают из неё офис и разместят объявление о выгодной ипотеке. После чего исчезнут с тремя десятками внесённых предоплат. Схема та же, но некрасиво до банальности, к тому же подпадает под серьёзную статью уголовного кодекса. Поэтому в XX веке появились махинации, преследующие одну цель – не обязательно грабительскую, – а позиционирующие совсем другую. Но главным достижением которых стали легальность и протяжённость во времени. То есть обман можно продолжать бесконечно. Так о чём речь? Читатель требует примеров! Что ж – пожалуйста, вот три небольших заметки совершенно в духе «Автоответчика».

 

Карта привилегированного покупателя

Все мы знаем о таких картах или даже пользуемся ими каждый день. Я и сам владелец карты сети магазинов, суть действия которой, попутно замечу, изложена в одной из глав «Хроник холодильника». Механизмы действия таких карт разнообразны, но главный их смысл сводится к предоставлению определённой скидки. Казалось бы, где здесь обман? Обмана как такового, наверное, и нет. Но хитрость, безусловно, присутствует. И чтобы более наглядно её вскрыть, постараемся не анализировать от данности обратно к замыслу, а попробуем реконструировать, как введение таких карт задумывалось, реализовывалось и обосновывалось.

49-1

Представьте, что у вас есть сеть магазинов. Вы стремитесь повысить продажи. Для этого вы проводите маркетологические исследования, которые лишь подтверждают очевидные гипотезы: в пост потребление мясных продуктов уменьшается, пик приобретения алкоголя приходится на пятницы и праздники и т.д. Всё это весьма просто и понятно. Вам же нужно «копнуть» гораздо более глубоко и выяснить, что и в каком количестве покупает конкретная категория граждан на протяжении длительного периода, до нескольких лет. Нельзя ли сделать так, чтобы они сами «докладывались» о своих покупках? Самостоятельно такую инициативу никто не проявит, а столь долгосрочные исследования потребуют огромного бюджета. Что делать?

А давайте-ка мы введём специальные пластиковые карты, информация по которой будет заноситься в базу данных. Отличная идея, только как сделать так, чтобы клиенты согласились не просто носить с собой, но и каждый раз предъявлять такие «метки»? Именно метки, поскольку это суть любой пластиковой карты! Что вы предложите? Да, мы уже знаем ответ – скидку! И пускай связь между картой и желанием магазина сэкономить на маркетологах далеко не так очевидна, как мы попытались это сейчас вскрыть, – но картами пользуются, потому что это действительно выгодно. А то, что на мне проводят некие исследования, – так и хорошо, в конечном итоге это же мне и пойдёт на благо!

Между тем, подобный оптимизм совершенно не разделял разъярённый американец, который в 2012 году ворвался в магазин “Target” и швырнул менеджерам в лицо буклеты с предложениями товаров для беременных. «Эта реклама, – еле сдерживал он себя, – приходит моей 16-летней дочери! Она не беременна, у неё сейчас экзамены в школе, а вы ей присылаете всякую ерунду!». Дело было предано огласке, в скандал включились СМИ и судебные органы. Руководство магазина принесло свои извинения и предложило обсудить сумму мировой, как неожиданно… отец девушки забрал иск! «Извините меня! – удивлённый, связался он с начальством сети. – Моя дочь, действительно, беременна! Но она об этом даже не подозревала – как же об этом узнали вы!?».

А первыми об этом узнали компьютерные алгоритмы магазина, которые по изменению покупок клиентки на основании тысяч других схожих «сюжетов» пришли к выводу, что девушка беременна. Она, правда, не знала об этом. Но её собственный организм стал исподволь требовать товаров, ставших необходимыми ей физиологически: особые гигиенические средства, сладкие или солёные продукты и т.д. Таким образом, программа с большой долей вероятности предположила: «Клиент, карта №S710000189667, беременна»!

Так что не всякий «обман», как мы взяли на себя смелость это назвать, прикрывает небольшими плюсами большие выгоды компании. Стоит признать, что так и есть, но дополнительным бонусом становятся поистине поэтические истории, вырастающие из бытового течения жизни. Чего нельзя сказать о следующем замаскированном обмане.

 

Безопасность превыше всего!

В ходе многолетних опытов и экспериментов японские автомобильные концерны пришли к выводу, что во многих случаях причинами аварии становится невидимость габаритов, фонарей или указателей поворотов с определённого ракурса. Грубо говоря, водитель включил поворотник – спереди и сзади его видно, а сбоку из параллельно движущейся машины – нет! И в определённом проценте случаев это приводит к страшным авариям. Вопрос: как спасти ситуацию? Ответ: правильно, ввести фары и фонари с выдающимися относительно кузова частями!

49-2

Да, примерно таковы увещевания автоконцернов, которые ввели моду на безопасность. А суть нововведения, разумеется, иная, причём проста – дальше некуда! Раньше тебя на минимальной скорости задевал сбоку автомобиль – приходилось менять дверь, крыло, бампер. Задние фонари оставались целыми. Теперь, так как они выдаются на добрый десяток сантиметров от кузова, то бьются непринуждённо даже при самых лёгких прикосновениях! А стоят такие высокотехнологические световые приборы недёшево – владельцы новых «Тойот» и «Ниссанов» подтвердят, что дело может не ограничиться четырёхзначной суммой! А вслед за японцами и другие производители резко озаботились проблемами безопасности при подаче световых сигналов.

Кажется, это замечательный, наглядный пример того, как стремление к повышению прибыли маскируется заботами иного плана. В сектоведении такое явление называется «эзотерическим разрывом».

 

Язык мой – друг и враг по требованию

Кстати, о сектах. Нет, мы не будем разбирать методы вербовки, промывания мозгов и контроля сознания с целью объяснить, как несколько десятков человек совершают самоубийство по одному лишь приказу руководителя «покинуть телесные оболочки для освобождения от земных уз». Или как зазомбированные жертвы отдают руководству сект квартиры и машины. Ограничимся простым тезисом: язык – мощнейший инструмент воздействия на человека. Пожалуй, даже самый мощный! Несомненно, прав был Оруэлл, когда высказывал мысль: кто контролирует язык человека, контролирует и его сознание…

Однако опять-таки мы не будем углубляться в азы нейролингвистического программирования и постараемся просто вспомнить ряд фраз, которые внешне звучат очень красиво и деликатно, но несут совсем иной, подчас грубый смысл. Например. Закупаетесь вы на праздник в магазине. Работает, как обычно, полторы кассы, и к каждой из них стекается по несколько очередей, так что непонятно, кто за кем. Вот вы подходите, занимаете место справа. В это время слева подходит другой покупатель и начинает вас нагло отпихивать, стремясь пролезть вперёд. Что обычно происходит? Словесная перепалка, ссора, скандал, вплоть даже до моветонного «вас здесь не стояло». Но достаточно вежливо, деликатно спросить: «Вы торопитесь? Вас пропустить?» – и человек тушуется! Все на нервах, все злятся, а тут всё так чинно, да ещё и благородно! И противник сдаётся: «А вы раньше меня подошли? Простите! Нет, проходите, конечно, пожалуйста!». 1:0 в вашу пользу, поздравляем!

Но в данном случае речь о другом. Ведь очевидно, что за фразой «Вы торопитесь? Вас пропустить?» скрывается совсем иной смысл: «Куда ты прёшь? Совсем глаза не видят, за кем в очереди становишься? Убирай на хрен свою тележку, потому что я тут первый!». Чем не маскировка обмана! Это из той же оперы «Вам перезвонят», когда не хотят говорить «Ты совершенно бездарная дурочка, вали обратно в свой Нью-Йорк!» (скажем так, чтобы не обидеть прекрасные города России).

Хотите узнать больше? Желаете научиться трезво анализировать различные жизненные ситуации? Не позвольте себя обмануть! Запишитесь на мои тренинги «Я сумею распознать, когда меня разводят на деньги!» всего за 500 рублей с человека! Позвоните сегодня и получите уникальную скидку в 20%!!! Справки по тел.: 8-920-275-44-69. Пароль: «Меня не обманешь!».

Популярные статьи «Автоответчика»

Аниматоры-team Странные иконы Гиннесс
Профессия — аниматор Странные иконы День Гиннесса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *