Великая Суббота

Менее суток остаётся до Светлого Христова Воскресения – Великой и Святой Пасхи, Праздника Праздников! Сколько поэтичных и возвышенных названий есть у этого торжества – и нет единой, признанной всеми иконы, где бы изображалось само Воскресение – величайшая тайна бытия. Её место занимает иконографический сюжет Сошествия Христа во ад, которое Церковь празднует сегодня, в Великую Субботу.

 

Сошествие во ад

Ко входу в пещеру, в которой погребли тело Христа, иудейские первосвященники потребовали приставить вооружённую охрану – настолько было велико их опасение, что ученики Спасителя тайно вынесут тело Учителя ради инсценировки воскресения. Между тем, апостолы и последователи Христа, согласно с законом Моисея, всю Великую Субботу провели в покое.

Господь же, покоясь безжизненным телом, но оставаясь неизменным по Божеству, душой сошёл в Великую Субботу в ад, чтобы даровать спасение заточённым там праведникам. «Во гробе плотски, – воспевает тропарь первой песни воскресного канона 4-го гласа, – во аде же с душею, яко Бог: в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». В литургическом плане особенность Великой Субботы заключается также и в том, что это единственная постная суббота в году.

47-1

Митрополит Иларион (Алфеев) определяет сошествие Христа во ад как одну из важнейших тем православной христологии: «Крестная смерть Спасителя стала увенчанием того пути истощания-кенозиса, который начался с рождения Христа от Девы и продолжался в течение всей Его земной жизни. Но для того, чтобы спасти падшего Адама, Христу надлежало сойти не только на землю, но и в преисподнюю земли, где в ожидании Его томились умершие». При этом владыка Иларион подчёркивает, что правильнее говорить не о «сошествии во ад», а об «исшествии Христа из ада».

Сошествие во ад является чрезвычайно таинственным событием священной истории христианства. Православное богословие настаивает, что целью сошествия Христа было не только выведение томившихся там праведников, но и проповедь нераскаянным грешникам. Митрополит Иларион характеризует сошествие во ад как «событие космического значения, имеющее отношение ко всем без исключения людям. Говорится, кроме того, о победе Христа над смертью, о полном опустошении ада, о том, что после сошествия Христа во ад там не осталось никого, кроме диавола и демонов»…

Апокрифическое (то есть тайное, неканоническое) «Евангелие Никодима» сообщает, что Христос не просто сошёл в адские бездны – Он буквально ввергся туда, преодолев сопротивление диавола и демонов, сокрушил ворота и сорвал с них замки и запоры. Одним словом, Христос сошёл в ад не как жертва – но как Победитель смерти и ада. Силы зла оказались перед ним бессильны. А святитель IV века Григорий Богослов и вовсе призывает присоединиться к этому сошествию: «Если Христос сходит во ад, сойди и ты вместе с Ним. Познай и ты таинства, который там совершил Христос».

К теме сошествия во ад постоянно обращаются богослужебные тексты. В них выражено восхищение произошедшим, которое не вписывается в человеческие представления о справедливости и воздаянии. Произошло, действительно, нечто экстраординарное, заставившее ангелов трепетать и изумляться: Христос сошёл в ад, разрушил его твердыни и отворил врата для всех умерших.

 

Благодатный огонь и тишина

В церковной практике установилась общепринятая традиция благословлять в, как её ещё называют, Субботу Преблагословенную, пасхальные кушанья. Как правило, это окрашенные яйца, куличи и творожные пасхи. Благословлять, но не есть, поскольку пост закончится только после торжественной пасхальной литургии. Вообще, по уставу освящение куличей должно происходить в первый день Пасхи, однако по очевидным практическим соображениям это делается именно в Великую Субботу, чтобы верующие смогли вкусить трапезу сразу же в пасхальную ночь.

47-2

Все богослужебные чтения совершаются перед плащаницей, которая была вынесена в центр храма вчера, в Великую Пятницу. Богослужебную многогранность и в то же время неопределённость Великой Субботы подчёркивает литургист М.С. Красовицкая: «С одной стороны, это день, когда Господь лежал во гробе, с другой – в это время уже совершается победа над смертью и адом. Смерть и воскресение в этот день всегда вспоминаются вместе».

Характерно, что за литургией Великой Субботы не поётся Херувимская песнь. Она заменяется текстом, который звучит в Церкви лишь один раз в году: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет; Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным». В снедь – то есть в пищу верующим. Бесплотные ангелы закрывают от ужаса лица, не в силах смотреть на эту удивительную тайну, между тем как христиане вкушают Плоть и Кровь Христа за евхаристией.

Сегодня же происходит событие, которое в христианском мире принято считать настоящим чудом, – сошествие Благодатного Огня. Благодатный огонь нисходит в Великую Субботу непосредственно в Гробе Господнем в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, в знак выхода из гроба Света Истинного – Воскресшего Господа Иисуса Христа. Сегодня ночью сошедший огонь специальным авиарейсом доставят в Москву, откуда он распространится к Пасхе во многих епархиях Русской Церкви.

47-3

При этом ключевая мысль богослужебных текстов Великой Субботы – это покой и тишина. Это день, когда великая победа Господа над тлением и смертью уже совершилась, но ещё не явилась нам в полной мере – осталось дождаться полуночи…

 

Вера и булка в кармане

Сегодня все мы являемся свидетелями возрождения интереса к церковной культуре и традициям России. Однако многим не даёт покоя дилемма: мы живём в век ядерной физики и пересылаем письма по воздуху зашифрованным цифровым кодом радиоволной – и в то же время верим в телесное воскресение! Разве это не первобытность мышления? И выход многие находят в признании определённого культурного значения Церкви и её учения (пускай и считают всё это суеверием или древними преданиями), но воспринимают как дань традиции. В жизни же руководствуясь здравым смыслом, текущей социально-экономической ситуацией и собственными представлениями об успехе, морали и цели существования.

Между тем, самой Церковью христианское учение считается непреложным и актуальным. Вера в телесное воскресение мёртвых является фундаментальным постулатом православия, каким бы это ни было «для эллинов безумием». Одним из столпов веры в Русской Церкви век назад был святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829 – 1909 гг.). Он всегда умел говорить очень просто о самых, казалось бы, сложных вещах. Однажды его спросили о бытии Бога. Один из прихожан начал было:

47-4

– Батюшка! Вот Библия говорит о происхождении земли, человека. А если взять науку…

– Не бери науку в критику Библии, – перебил его отец Иоанн. – В Бога мы можем только верить, а не доказывать Его бытие. Кто верит, тот не требует доказательства. А если ты хочешь доказывать, так где же вера? Я тебе говорю: у меня в кармане есть булка. А ты отвечаешь: верю, батюшка, а дай-ка я рукой пощупаю… Одно из двух: верь или щупай.

– Но ведь ученье свет, батюшка! – не унимался испытующий.

– Свет, большой свет! – соглашался кронштадтский пастырь. – Но скажи, разве ты зажигаешь лампу днём? Или, если ты придёшь ночью любоваться на звёздное небо, разве ты принесёшь свечу? Она тебе мешать будет, ведь и лампа, и свеча – свет…

– Так, батюшка! – и тут прихожанин, наконец, признался: – Да я бы рад верить, но не могу.

– И я не могу, – горячо поддержал его отец Иоанн, – и все мы не можем. Вера даётся от Бога просящим её. Ты говоришь – хочешь верить, вот и проси. Обрати взор свой к небесам, забудь земное и проси небесного…

Давайте и мы проведём последние часы перед Светлым Христовым Воскресением в соответствии с духом Великой Субботы – «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет»! Ведь Пасха – совсем близко, при дверях! С Богом!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *