Великий Вторник

Сегодня Великий Вторник – второй день Страстной седмицы. Кажется, что сама природа вместе с Церковью постится суровой погодой, хмурью и холодом. Говорят: у природы нет плохой погоды. Означает ли это, что сугубое настроение у человека – тоже отнюдь не признак уныния или тоски? Может быть, как перед началом поста надо было вдоволь нагуляться, с весельем, блинами и по колено в снегу, – так и перед Пасхой стоит немного попоститься? Не унывая, конечно, а просто отдавая почтение особому времени в году церковном и природном. Ведь радовались бы мы так лету, если бы не имели понятия о зиме?

 

Зарытый талант

Вчера, в Великий понедельник, Христос, как мы помним, проклял бесплодную смоковницу в ознаменование вечной погибели всем, кто не принёс плода от вложенного в него таланта. Сегодня под талантом понимается особенное умение, которым наделён человек. Однако как и физическую крепость необходимо поддерживать, постоянно тренировать, чтобы она не иссякла, – так и талант нужно развивать. Притча о талантах, рассказанная ученикам в Великий Вторник, есть, таким образом, Его увещевание нам развивать свой уникальный дар, чтобы приносить реальные плоды. Однако в I веке под талантом понималось нечто иное, так что сам рассказ Спасителя приобретает, с позволения сказать, меркантильный смысл.

43-1

Изначально «талант», в дословном переводе с древнегреческого – «весы», являлся мерой веса, причём не просто внушительной, но и, пожалуй, наибольшей в античной системе мер – 52,8 кг. В притче некий богатый человек отправляется в дальнюю страну и оставляет своим рабам, соответственно, 5, 2 и 1 талант. Первый вкладывает полученные им 5 талантов в дело и по возвращении хозяина возвращает вдвое больше. Второй делает то же и с двух талантов зарабатывает ещё два. А вот третий раб, чтобы сохранить единственный талант, закопал его в землю и спустя годы вернул без процентов. Если эта история напоминает вам о трудовых серых буднях, в ходе которых постоянно упускается нечто поистине важное, – должно быть, стоит остановиться и задуматься о своей жизни. В этом заключается практическая ценность Великого поста в целом и Страстной седмицы в частности для жизни каждого, кто хотя бы попробует в течение семи дней в году поверх всех неотменяемых забот и дел – остановиться и задуматься!

Казалось бы, ну что может дать пускай семидневный отказ от чревоугодия, сквернословия, алкоголя и интимной жизни в перспективе такой длительной жизни! Практика показывает, что реальный опыт может буквально превосходить все наши ожидания и гипотезы. Поэтому всего лишь попробовав обуздать свои страсти – можно открыть для себя мир с совсем другой стороны. А Христос переносит тему конечности человеческой жизни в перспективу ещё более дальнюю – конечности мира. Чему посвящена притча о десяти девах.

 

Притча о десяти девах

В этой притче под образом пришествия жениха в дом невесты во время свадебного торжества показывается Второе Пришествие Христово. Господь сравнивает это событие с ожиданием жениха, навстречу которому со светильниками вышли десять дев. Пять из них названы мудрыми, поскольку предусмотрительно запаслись маслом. В то время как другие пять – «юродивыми», то есть неразумными, не позаботившимися взять масла для светильников. И, когда их фонари погасли и девы отправились докупить елея, пришёл жених и запер за собой двери брачного пира.

43-2

Архиепископ Аверкий (Таушев) так комментирует притчу о десяти девах: «Под «мудрыми девами» здесь разумеются все истинные христиане, всегда готовые встретить Господа, имеющие при своей чистой и искренней вере и добрые дела («елей»). Под «неразумными девами» здесь имеются в виду христиане более по имени, беспечные, не имеющие добродетелей. Такие не войдут на брачный пир, то есть в Царство Небесное».

Обращает на себя внимание удивительная практичность, что ли, приземлённость, понятность притч. Они совсем не оторваны от действительности, что сближает их с народной мудростью вроде «дорога ложка к обеду» или «дорого яичко ко Христову дню». Если мы думаем закупить елея позже, «завтра» – то притчи нам напоминают: не будет другого времени! Плоды покаяния и смирения нужно приносить сейчас, чтобы Пасху встретить торжественно, с горящими светильниками благочестия! Это не громкие слова, поскольку само благочестие – не отвлечённое понятие, оно развивается так же, как грудные мышцы – жимом лёжа. Недаром термин «аскетика», перешедший в христианство из языческой культуры, изначально нёс в себе откровенно бодибилдирский подтекст, и под аскетами понимались борцы. Христос подчеркнул, что духовная жизнь – тоже борьба. Причём не ограниченная пределами земной жизни человека…

 

Второе Пришествие

В Великий Вторник Иисус Христос беседовал с учениками о Его Втором Пришествии и кончине мира. Эта беседа произошла на горе Елеонской, после того как Господь с апостолами вышли из храма. Спаситель предрёк разрушение храма, которое, действительно, произошло в 70 году в результате осады Иерусалима римскими войсками, разрушившими святой город до основания. Однако перспектива учения Христа более отдалённая, «эсхатологическая», то есть затрагивающая «последние времена».

43-3

Неизвестность момента их наступления должна приводить христиан к постоянному бодрствованию, чтобы кончина мира не застала врасплох. В годовом богослужебном цикле напряжение духовного бодрствования достигает высшей точки именно в Страстную седмицу. В Великий Вторник Христос в этой связи рассказывает притчу о двух рабах – верном и нерадивом. Последний халатно относился к своим обязанностям и, когда неожиданно пришёл хозяин, был застигнут без дела. В то время как верный и благоразумный раб всегда начеку, за что и относится к нему хозяин иначе. В определённом смысле постоянно бодрствовать, хотя и невероятно сложно, но и предельно просто: бодрствуй всегда – и даже неожиданная смерть не застигнет тебя врасплох!

Неслучайно беседа о Страшном Суде следует непосредственно после притчи о талантах, идея которой, по словам архиепископа Аверкия, та, что «каждый должен будет дать ответ Богу на Страшном Суде о том, как он использовал полученные им от Бога дарования, как благодатные, так и естественные, и что доброго приобрёл с помощью их». В конечном счёте, тема Великого Вторника – размышления о нашей смертности, о том, что после нашего ухода останется лишь память о наших делах.

 

Аминь, достопочтенный отче!

В заключение ещё одна удивительная история. Вчера мы вспоминали слова «всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите… если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет». Сегодня вера заставит минеральную породу не передвигаться в пространстве, а… говорить!

Bede

В VIII веке в Англии жил монах по имени Беда (Baeda), получивший прозвание «Достопочтенный». Существует несколько различных преданий, как к нему прикрепился данный эпитет, и вот, согласно одному из них, в старости Беда ослеп. Некий нечестивый человек, чтобы посмеяться над праведником, предложил ему отправиться в храм и проповедовать перед большим собранием народа. Сам же отвёл слепого в пустыню, где не было ничего, кроме голых камней. Беда произнёс вдохновенную проповедь, и когда он закончил говорить, камни возликовали и человеческими голосами откликнулись: «Аминь, достопочтенный отче».

А вы говорите – кошки приближение Пасхи чувствуют! Целая вселенная ощущает наступление этого планетарного события! Ради этого стоит немного потерпеть, поэтому – крепитесь, милые, Пасха близко!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *