Великий Понедельник

Наступила Страстная седмица – заключительная неделя перед Пасхой. Для многих это время становится последней возможностью попоститься. Чтобы Великий Пост не обошёл стороной слабовольную душу, желавшую, но не сподвигшуюся приготовиться к Пасхе и подойти к ней в чистоте и молитве. Вместе с братьями и сёстрами по слабоволию и ваш грешный автор постарается хотя бы в минимальной мере приобщиться к смирению и сделать Праздников Праздник действительно желаемым, ожидаемым и радостным. Присоединяйтесь, потому что наступил последний рубеж – Страстная Седмица!

42-1

Позавчера праздновалась Лазарева суббота, посвящённая «Лазарю четверодневному» – другу Христа, которого Тот воскресил в ознаменование будущего собственного Воскресения. Вчера произошёл торжественный Вход Господень в Иерусалиме, в процессе которого народ ликовал и бросал под ноги Христа пальмовые ветви. И вот на этой неделе Господа предадут, распнут и предадут погребению. После чего в воскресный день не обнаружат во гробе, потому что Христос – Воскреснет! В эту великую неделю «Автоответчик» будет ежедневно вспоминать о событиях священной истории христианства, чтобы по мере сил укрепиться и приготовиться к празднованию Пасхи. И в этом нам помогут авторы авторитетнейшего современного издания Русской Православной Церкви – «Православной Энциклопедии».

 

От Вербного воскресенья – к Воскресению

За неделю до Пасхи, в минувшее воскресенье, Православной Церковью праздновался Вход Господень в Иерусалим. Это одно из самых главных событий последних дней земной жизни Иисуса Христа, описанное всеми четырьмя евангелистами. Упомянутые пальмовые ветви, которые бросал иудейский народ под ноги Христу, занимают важное место в литургическом праздновании Христианской Церкви. Однако в Русской Церкви единственным удобоваримым аналогом пальмы весной могли служить разве что ветви вербы, почему у нас этот праздник получил название Вербного Воскресенья.

42-2

Вход Господень в Иерусалим в преддверии Пасхи важен тем, что святые отцы неизменно объясняют его как торжественное прибытие Царя-Христа в тот город, где Ему предстояло принять крестную смерть после добровольных страданий. Или, в славянском переводе, «страстей», отчего и предваряющая Пасху неделя называется Страстной Седмицей, – речь здесь идёт о страданиях Христа. При этом святитель V века Кирилл Александрийский обращает особое внимание на то смирение, с которым Господь вступил в Иерусалим. И вот наступил понедельник – Страстной, или Великий.

Литургист М.С. Красовицкая так замечает о специфике православного богослужения, а особенно в дни Страстной седмицы: «Участие в церковном богослужении не является просто воспоминанием прошедших событий или созерцанием богословских идей – всё в устроении богослужения направлено на то, чтобы события, воспоминаемые и празднуемые Церковью, были нами пережиты по существу, стали фактом нашей жизни, чтобы мы вошли в ту реальность, в которую Церковь нас стремится ввести». Попробуем войти в ту реальность, которой суждено было стать священной историей христианства?

 

Предостережение бесплодным смоковницам

Первые три дня Страстной седмицы представляют собой начало непосредственной подготовки к Пасхе. Главное содержание богослужения этих дней – размышления о страданиях Господних. Кроме того, Великие понедельник, вторник и среда посвящены притчам и наставлениям, которые произнёс Христос в последние дни перед распятием. В понедельник вспоминается засохшая смоковница, проклятая Господом. Этот эпизод описан евангелистом Матфеем:

«Поутру же, возвращаясь в город, [Христос] взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошёл к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницей, но и если и горе сей прикажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. XXI, 18 – 22).

42-3

Удивительные по силе слова – «всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» – сочетаются здесь с той мыслью, что если мы, люди, не будем приносить Господу плода, воплощения заложенного Им в нас таланта, то будем засушены, как упомянутая смоковница. И в этом смысле Страстная седмица – время задуматься о конечных ориентирах своего бытия. План на год вперёд, новая машина и выгодная ипотека – всё это замечательно и здорово. Но, как бы пафосно это ни прозвучало, в гроб за собой это не унесёшь! В конце концов одну неделю в год можно ведь посвятить самой главной своей ценности – душе! И пост здесь – замечательный помощник!

Литургическая тема Великого Понедельника наиболее ярко выражена в песнопении «Иаков рыдаше Иосифова лишения…». Ветхозаветный Иосиф, сын Иакова, был продан в египетское рабство собственными братьями. И богослужение уподобляет Иосифа Христу – невинному страдальцу, который добровольно идёт на смерть во искупление наших грехов. И верный признак здорового отношения к жизни – признание собственной греховности! Кажется, это и есть начало смирения, которое должно принести плод. Хотя в рассуждениях об этом мало смысла – надо прийти в храм, чтобы собственным опытом почувствовать, что такое приближающаяся радость Пасхи.

 

Это не вы разваливаетесь?

В конце каждой статьи на этой особенной неделе мне хотелось бы приводить по краткой истории, предметом которой служит чудо, интересный эпизод или просто явление, показывающее насколько прекрасен может быть наш мир, если смотреть на него правильными глазами.

Каждый из нас знает, насколько важным может быть простое слово, когда тебе действительно тяжело. Поэтому всем, кого радостные тяготы Великого поста почти уже оставили без сил, я хочу рассказать одну историю. Она связана с недавно почившим митрофорным протоиереем Виктором Богдановым (†2013), старшим священником Покровского храма Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Помимо прочего, эта история иллюстрирует, что святость и прозорливость отнюдь не отвлечённые и далёкие понятия, что они возможны в нашем современном мире и могут быть разлиты в повседневности, наполняя людей, которых мы можем потрогать. Но в данном случае речь не о том, а о важности поддержать человека на трудном пути.

42-4

В конце длительного поста одна из прихожанок Покровского храма пришла на службу почти без сил. «Я шла на праздничную службу, еле волоча ноги, – вспоминает она. – Отец Виктор исповедовал. Я бодро подошла к нему под благословение. В этот момент кто-то из прихожан вдруг со звоном уронил что-то на пол. Отец Виктор улыбнулся мне и сказал: “Это не вы разваливаетесь?” Откуда он мог знать, что я изнемогла? Пошутил, благословил, и усталость как рукой сняло» (Журнал Московской Патриархии. 2014. №1. С. 91). Пускай эта история будет словом утешения всем, кто изнемог на пути поста! Радуйтесь, Пасха близко!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *