Патриотизм – значит просто: «убей иноверца»,
Эта трещина проходит через моё сердце.
В прошлой записи мы удивлялись пророческому характеру песни «500» и изучали библейский смысл идиомы «мёртвые хоронят своих мертвецов». Сегодня пришло время разобрать выражение «эта трещина проходит через моё сердце».
В «500» отчётливо заметно осуждение такой политики, которая, прикрываясь патриотизмом, инициирует совершение бесчеловечных преступлений. В интервью «Музыкальной газете» БГ процитировал афоризм доктора Сэмюэля Джонсона, который тот озвучил в литературном клубе в 1775 году: «Патриотизм – последнее убежище негодяя» (в оригинале – «прибежище»). Гребенщиков развил начатую мысль: «Вот и подались все коммунисты и ретрограды в патриоты. Русский рок не означает нееврейский, неанглийский. Иначе это отдаёт ксенофобией».
Через 9 лет после выхода «Сестры Хаос», на пресс-конференции во время самарского фестиваля «Рок над Волгой» в 2011 году Борис Борисович дословно повторил свои слова: «Патриотизм – это последнее прибежище жуликов. Это орудие, посредством которого людей заставляют голосовать за этих и за тех, это метод покупки. Понимаете, нормальный человек Родину и так любит. И нет необходимости это констатировать».
В каждом юном бутоне – часовой механизм.
Позиция музыканта по этому вопросу с течением времени не изменилась. В интервью 2002 года, по горячим следам «Сестры Хаос», Борис Гребенщиков высказался о песне «500»: «Всё, что там изложено, – это уличный язык, то, что на самом деле происходит. В провинции на самом деле суховей, и на «грузе-200» на самом деле зарабатываются деньги. Я не имею в виду грузчиков, я имею в виду людей, которые устраивают войны, что, с моей точки зрения, является кардинальным преступлением».
Эта трещина проходит через моё сердце.
Данное выражение принадлежит немецкому поэту-романтику Генриху Гейне (1797–1856). Дословно фраза звучит так: «Когда мир раскалывается надвое, трещина проходит через сердце поэта».
Гейне был знаменитым острословцем и афористом. Он мог высказаться о любви «зубная боль в сердце». Из интересных фактов о поэте следует упомянуть, что в семье его звали Гарри: по отцу он был евреем и при рождении ему дали имя Хаим. Но мама – кстати, дальняя родственница Карла Маркса – воспитывала мальчика в строгих католических традициях. А в юности в Гейне была влюблена первая пассия Тютчева Клотильда Ботмер. Гейне был вынужден эмигрировать из Пруссии в Париж, где и обрёл ясный свет в возрасте 58 лет.
Генриху Гейне принадлежит ещё один афоризм: «Там, где сжигают книги, впоследствии сжигают и людей». Эта фраза стала пророческой, когда к власти в Германии пришли нацисты. Сочинения еврея Гейне оказались под запретом как сионистская пропаганда и массово сжигались на площадях.
Если иметь в виду трагедию Гейне, когда-то не принятого в родной стране по национальному признаку, то ретранслированное в песне «500» его высказывание о трещине, проходящей через сердце поэта, становится ещё актуальней. Учитывая жонглирование идеями патриотизма людьми, стремящимся к разделу мира. И сегодня, в условиях нагнетания военных конфликтов, эта фраза обретает новую жизнь.
Похоже, «500» – это ещё и песня о том, кто победит: мировые серые кардиналы, распределяющие нефтяные потоки с помощью кровавых рек, или всё-таки нормальное человеческое желание жить в мире и согласии с окружающими, без этнических и религиозных предрассудков? Судя по последней фразе, БГ обещает побороться за «жизнь без вранья». Ведь фраза «в эту игру могут играть двое» – это английская идиома, которая означает: ещё посмотрим, кто возьмёт верх.
В связи со всем сказанным хочется процитировать Брайана Ино — музыканта, на которого во многом ориентировался Гребенщиков и который известен независимостью своих взглядов по самым разным вопросам. Ино рассказал: «Большинство умных людей, которых я знаю, не желают иметь ничего общего с политикой. Мы избегаем её, как чумы… Это политика приводит нас к вмешательству в дела других государств и потерям сотен тысяч жизней. Это политика обескровливает беднейшие народы из-за долгов их бывших диктаторов. Это политика позволяет особым интересам узких элит двигать страной. Это политика помогает банкам сокрушать экономику».
Под занавес, чтобы сгладить суровое впечатление от статьи, опубликуем ответ Бориса Борисовича на вопрос, что так привлекает музыканта в рэпе, в жанре которого выдержана песня «500»: «Из русских поэтов ближе всего к рэпу был Иосиф Бродский. Он мастер внутренних кольцевых рифм, которые повторяются внутри строки. Он писал самый лучший рэп». Видимо, через сердце Бродского проходила та же самая трещина.
Присоединяйтесь ВКонтакте
Именно эта запись в VK
Читайте также: «Мой Ясный Свет»: ощущение смерти в песнях БГ 2008–2020 годов
Надоело читать? Выбирай и смотри лучшие концерты Аквариума
#Вот так и вся наша жизнь: то секам, а то пал | #Жаль, что ребята из Баадер-Майнхоф пропили твои софты | #На святой горе Монмартр | #Рамзес IV был прав | #У нас четыре третьих, быстро едем все ко мне | #Lasto beth lammen