Это — статья раздела
Цитатник Аквариума
Монахи с матом машут кольями,
Бегут его спасти,
А бог глядит, что дело плохо,
И кричит: пусти, пусти!
В прошлый раз мы слушали замечательную песню «Древнерусская тоска». И образов, собранных в ней, оказалось так много, что одной заметки для их разбора не хватило. Сегодня изучим религиозную составляющую композиции.
В «Древнерусской тоске» Гребенщиков «проехался» по многим конфессиям и сектам. «Харе-Кришна ходят строем» – это, конечно, про участников «Общества Сознания Кришны», которое в начале 90-х заполонило улицы российских мегаполисов. На пресс-конференции в Туле БГ спросили, как он относится к этой организации. Борис Борисович ответил так:
«Я с большим уважением и любовью отношусь лично к Кришне. Гита – великолепная книга. Одна из лучших, которые существуют по этому поводу. К сожалению, не могу сказать, что во мне сильное уважение возбуждает именно «Общество Сознания Кришны»… Потому что, по той информации, которая до меня доходит, я вижу, что там идёт борьба за власть и прочее. Это мне категорически не нравится».
Но одно дело чуждые среднерусской возвышенности последователи восточного гуру, а другое – коренное православие. Услышав строчки про монахов, которые с матом машут кольями в адрес четырнадцатирукого бога, Константин Кинчев, лидер «Алисы», возмутился аморальности Гребенщикова. В интервью 2001 года он прямо заявил: «В «Древнерусской тоске» есть неприкрытое кощунство, которое меня печалит, но я с удовольствием слушаю другие песни Бориса Борисовича».
С тем же самым вопросом, об уничижающих характеристиках религиозности, обращались и к самому БГ. Он с удивлением отвечал, что никакого циничного или не одобряющего отношения у него в песнях нет. А когда музыканту привели в пример «Древнерусскую тоску», Борис Борисович парировал так: «Я собственными глазами видел кинохронику, когда на тележурналистов такие ребята с дубинками, с пистолетами нападали и били камеры, когда те пытались фотографировать строящийся собор».
Данная отповедь прозвучала на пресс-конференции в Ростове-на-Дону в 1998 году, но тогда никто из журналистов не уточнил, о какой хронике идёт речь, чтобы мы могли получить детали описанных событий. Были ли нападавшие на журналистов «ребята с дубинками» монахами, от которых меньше всего ожидаешь матерной брани? Вопрос остаётся без ответа.
Но что в целом хотел сказать Борис Борисович ставшей хрестоматийной песней? В интервью журналу «Собеседник» в 2009 году Гребенщиков отметил: «Сущность древнерусской тоски состоит в том, что власть – очень может быть – желает блага. Я даже охотно допускаю, что и нынешняя желает блага и искренне пытается его осуществить. Но для мало-мальских перемен нужно ужесточение, а ужесточение всегда идёт по одному сценарию и очень быстро забивает все остальные процессы, становится самоцелью, и потому всё остаётся как есть».
Сказано мудро. А ещё многие отметили сходство «Древнерусской тоски» с песней-«антисказкой» Владимира Высоцкого «Лукоморья больше нет» (1967). Послушайте и напишите в комментариях, насколько, на ваш взгляд, совпадают настроения этих произведений.
Другие цитаты Аквариума
► Магический Семён
► Я скажу тебе: скипси драк
► И души мёртвых солдат — на еловых ветвях
Именно эта запись в VK