Это — статья раздела
Цитатник Аквариума
По дороге едет ЗИМ,
Я им буду задавим.
Да, вы не ослышались ни разу из трёх. 1) Ни в конструкции «я им буду задавим». 2) Ни в названии автомобиля ЗИМ (не ЗИЛ). 3) Ни в группе, которую мы сегодня слушаем, – это не «Аквариум», но «Трилистник» Дюши Романова. Надеюсь, дальнейшее повествование всё объяснит.
Недавно я решил внимательно прочитать повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» (1964). Отмечу, что фильм «Чародеи» (1982) снят «по мотивам» произведения и к исходному тексту практически не имеет отношения. А вот на творчество «Аквариума» повесть повлияла значительно. Мы уже обращались к наследию Стругацких в заметках «Там зарезал хлеб кадавр» и «Зачем мы нам?». И нам ещё предстоит вскрыть ряд дословных пересечений текстов Стругацких и «Аквариума». Но сегодня начнём с песни «Японская плясовая» группы «Трилистник».
Дюша Романов основал «Трилистник» в 1987-м, параллельно с записью «Равноденствия». Проект музыканта многие стали называть «Аквариум без Гребенщикова». Если же зреть в корень, то, пожалуй, «Аквариум» периода «Равноденствия» – это группа, музыкальный стиль которой во многом основан на решениях Дюши. Но на то он и «Аквариум», что в нём, как в тигле, сплавляются разные музыкальные идеи.
Сам же Дюша, как и Гребенщиков, питался литературными блюдами, которых было не так уж и много, если говорить о тех, что можно было легально достать и употребить в СССР 1960–70-х годов. Повесть «Понедельник начинается в субботу» музыканты «Аквариума», безусловно, знали отлично. И в будущих записях мы постараемся доказать это обилием отсылок к братьям Стругацким в песнях БГ. Обращался к их к творчеству, как видим, и Дюша Романов.
В повести Стругацких описан эпизод, когда лирический герой с коллегами Стеллой и Витькой работают над созданием стенгазеты. Им нужно сочинить обличительное стихотворение про одного из работников института, сроки поджимают, а муза нейдёт. Куратор мероприятия стоит над душой у авторов и приводит в пример некоего Почкина, который обладает даром заключать физическую силу в строку. И приводит пример: «Вот по дороге едет ЗИМ, и им я буду задавим…».
ЗИМ – это не опечатка. У Стругацких речь не о ЗИЛе (Завод имени Лихачёва, Москва), а именно о ЗИМе (Завод имени Молотова, Горький). Собственно, именно в Нижнем Новгороде началось восстановление советского автопрома после Великой Отечественной войны. Здесь уже в 1946-м в серию пошла легендарная «Победа» М-20, а в 1949-м – вседорожный ГАЗ-69. И пусть вас не смущает марка ГАЗ: с 1935 по 1957 годы Горьковский автомобильный завод назывался «Завод имени Молотова».
Первую представительскую модель завода так и назвали – ЗИМ. Это был большой шестиместный седан с 6-цилиндровым двигателем объёмом 3,5 литра. Для партийной номенклатуры уровня замов (тем, кто повыше, полагался уже как раз воскресший из пепла и подготовивший собственный лимузин ЗИЛ). В 1957 году, после переименования производства в ГАЗ, модель нарекли ГАЗ-12. Вскоре ей на смену пришла знаменитая «Чайка», но это уже совсем другая история.
Для нас важнее, что музыканты «Аквариума» – не только Гребенщиков, но и все остальные участники этого «передвижного монастыря» – варились в едином культурном соку. И если говорить об отечественной составляющей этой подливки, то Стругацкие занимали в ней видное место. В следующей записи мы постараемся перечислить все пересечения «Понедельника…» именно с «Аквариумом», а пока предлагаю послушать старую-добрую «Матросскую тишину».
Другие цитаты Аквариума
► Death of Arthur
► Это будет кто-то другой
► Как много комнат, полных людей
Именно эта запись в VK