Å #296. Нежность воды

Это — статья раздела
Цитатник Аквариума

Нежность воды надёжней всего, что я знаю,
Но инженеры моего тела велели мне ходить по земле.

Нежность воды надёжней всего, что я знаю. Сопоставляем нежности в песнях Брод Бориса Гребенщикова и Волна простоты Владимира Шахрина из группы Чайф

Недавно мы разбирали подоплёку призыва перейти эту реку вброд, и меня не покидало чувство недосказанности. Вроде бы всё остальное понятно: красные на сером – в противовес золоту на голубом, Коля – будь он Васин или собирательный образ. И я понял, о чём не было сказано, – о нежности воды. Сегодня проводим сенситивные тесты на степень восприимчивости к ней.

В песне «Брод» Гребенщиков характеризует нежность воды «надёжней всего, что я знаю». В контексте произведения понятно, что речь идёт о той самой воде в реке, которую лирический герой призывает перейти вброд. В соответствии с постулатами китайской философии: вода принимает любую форму, она ниже всего, но её действие неотвратимо. Так и здесь: спутавшиеся в узел проблемы нужно решать кардинально, но эффективнее топора – нежность, это самое надёжное средство.

В данном случае это нежность воды. Но я не поленился и поискал слово «нежность» в других песнях «Аквариума»:
— «Слишком много любви»: «Но куда бы я ни шёл, передо мной твоя нежность».
— «Северный цвет»: «Отпои меня нежностью своей подвенечной земли».
— «Дело за мной»: «Нахожу тебя в нежности ветра, в каждой набежавшей волне».

Обращает на себя внимание, что «Слишком много любви» и «Северный цвет» – песни того же альбома, что и «Брод», – «Сестра Хаос» (2002). Трек «Дело во мне» появился в «Беспечном русском бродяге» (2006), но разница во времени не такая существенная. А вот образы нежности в каждом случае объединяет «водная стихия».

Судите сами. Нежность в «Слишком много любви» упоминается после блуждания по трубам воды в душевой. В «Северном цвете» нежность – подвенечной земли, но сам БГ уточняет: «отпои». В «Деле во мне» нежность – ветра, но далее дополняется: «в каждой набежавшей волне». Как ни кувыркайся – нежность воды всё-таки.

Вообще, словосочетание «нежность воды» в русском роке уже звучало. В песне «Волна простоты» (1985) группы «Чайф» образный ряд, что называется, «на той же волне», что и впоследствии у «Аквариума». Если в начале песни у Шахрина ещё проскальзывают аллюзии на «новую волну», то затем всё просто:

Вслед за грязью талого снега
Придёт волна дождевой чистоты.
Вслед за колкостью зимнего льда
Будет нежность летней воды.
Нежность воды.
Нежность воды.

Возвращаясь к «Аквариуму», можно вспомнить, что «Сутра ледоруба» рассматривалась Гребенщиковым как песня-ледокол, которая в содержательной части пересекалась с «Бродом». Получается повторение чайфовского образного ряда: колкий зимний лёд – талый снег – дождевая чистота – нежность воды. Только если у Шахрина природа обновляется сама по себе, то Гребенщиков – деятельный участник этого обновления, его инициатор. Это ты сам должен сделать шаг вброд, чтобы за колкостью зимнего льда появилась нежность летней воды.

Углубляясь в нежность русской поэзии, вспомним одного из любимых бардов Гребенщикова – Евгения Клячкина. У него есть стихотворение «Как непрочны двери…», известное также как «Мокрый вальс» (1972):

Как непрочны двери у страны доверья
Для того, кто верит только в замки.
Значит, неизбежно гасит нашу нежность,
Нашу нежность тяжесть чьей-то руки.

Вслушайтесь в «Мокрый вальс» Клячкина – в нём можно предугадать темы, которые впоследствии проявятся у Гребенщикова в песнях периода «Русского альбома». Но в данном случае интересно, что нежность бард ассоциирует с мерцающим дождём, под который он предлагает выйти ночью. Снова – нежность воды, очищающая и обновляющая.

Попробуем подытожить сказанное. Перейти реку вброд – значит пересечь Рубикон, высказать решительное несогласие с происходящим здесь и сейчас. При этом нет смысла переживать за то, что может с тобой произойти. Инженеры наших тел всех нас привязали к земле, но всё ли это? Если душа свободна, то при выходе «на цыпочках вброд» она спасёт и саму себя, и сосуд, в котором она временно хранится. О дальнейшей судьбе позаботится нежность воды.

И ещё. Надо понимать, что все мы ходим по земле – такова наша человеческая природа. Мы не рыбы, чтобы постоянно жить в реке или море. Но если верить в чудесное по-настоящему, если искренне попросить «научить нас дышать под водой», то можно полвека прожить в аквариуме, чтобы научить других ходить по земле верными путями.

Другие цитаты Аквариума

Небо рухнет на землю
Вокруг бушевал ветер и поток
Можешь возвысить себя выше Озиманда, царя царей

ЦИТАТНИК АКВАРИУМА

Цитатник Аквариума в контакте - сообщество про скрытые цитаты в песнях Бориса Гребенщикова
Именно эта запись в VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *