Это — статья раздела
Цитатник Аквариума
Я шёл и качался, мне был нужен покой,
Но там, где кончается доска,
Твоё имя написано красной строкой.
В прошлом «Аэростате» №920, от 22 января 2023 года, Борис Гребенщиков представил студийную версию песни «Даже не думай об этом». Впервые «Аквариум» исполнил её на пляже в кипрском Лимасоле 3 мая 2019-го. Затем, 9 апреля 2020-го, БГ спел её под гитару в рамках «Подношения Интересному Времени». И вот теперь музыкант представил студийный 6-минутный вариант.
Песня новая, нам всем нужно время, чтобы её осмыслить. Поэтому определённые комментарии к тексту всё-таки следует озвучить. Начальника карусели и чёрную моль, по понятным причинам, обсуждать не будем. Равно как и поток – северный ли? Лучше обратимся к старой-доброй магии.
Ангел, который диктовал Джону Ди,
Превратился под Рязанью в слепые дожди.
Джон Ди (1527–1609) – английский математик, астроном и алхимик герметической школы. Он стоял у истоков так называемой «енохианской», или ангельской магии. Её «соль» сводится к возможности вызывания и управления ангелами с помощью молитвы.
Свою духовную практику Джон Ди прямо называл магией, считая её отнюдь не противоречащей теологии, а напротив – согласной с ней. Общение с ангелами, по убеждению мыслителя, позволяло понять тайны мироздания, которое основано на математическом порядке букв и чисел.
А вот дальше в песне следует очередная образная фантазия Гребенщикова, которую мы так обожаем. Судите сами: в России широко известны рязанские грибы с глазами, а у БГ ангел превратился в слепые дожди. То есть дожди слепые – а породили глазастые грибы. И тут можно много фантазировать, что дожди кислотные, а естественная теология времён средневековья, как инструмент богопознания, сменилась фармацевтическими трипами хиппи. Но это уже вопрос интерпретации.
Перейдём, наконец же, к цитате всем нам известного детского стихотворения. «Я шёл и качался, мне был нужен покой» – эта строка отсылает нас к любимой вот уже несколькими поколениями детей и взрослых Агнии Барто:
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
В пользу именно цитирования Гребенщиковым этого четверостишья свидетельствует упоминание доски. Только если у Барто это некая реальная доска, по которой вздумал пройтись бычок, то у БГ кончается доска земного бытия – в общем-то, известная тема в его творчестве. И за этим порогом красной строкой написано имя истинного бытия (если у него только может быть имя). В этой истинной реальности каждый предстаёт таким, какой он есть. И если человека при жизни признали святым и поместили в киот, то всегда есть молоток, с помощью которого можно разбить стеклянную клетку.
Кстати, тема «святого» – в стеклянной клетке или иной почитаемой оболочке – встречается и в других песнях Гребенщикова. «У нас был ящик со святым, но с него сбили пломбы» – в песне «Zoom Zoom Zoom» (2005).
«Но пока не зарыт государственный прах, эта баржа едва ли покинет мель» – в песне «Крем и карамель» (2006).
И вот – очередная ситуация, когда можно «избавиться» от святого, разбив молотком стеклянный оклад, куда он был помещён. Только сам Гребенщиков предостерегает: «Даже не думай об этом!». Но кто этот «святой»? Напишите в комментариях свою версию – нам всем будет очень интересно!
P.S. А вообще – мотив «Даже не думай об этом» лично мне напоминает ритмический рисунок композиции “Baba O’Riley” группы “The Who”. Как вам кажется? Тоже напишите об этом в комментариях!
Другие цитаты в песне Даже не думай об этом
► Вокруг бушевал ветер и поток
► Начальник карусели и чёрная моль
Другие цитаты Аквариума
► Гитара ерхо-лабадай
► Колдуй, баба, колдуй, дед
► На берёзе сидит заяц в алюминиевых клешах
Именно эта запись в VK