Это — статья раздела
Цитатник Аквариума
Но пока дышу, я всё-таки прошу,
Чтобы к нам вернулся Ясный Свет.
Ясный Свет.
В интересные дни живём – когда время двигаться дальше. Вот и «Аквариум», который с 2020 года вынашивал новый альбом, представил почти все песни с него в «Аэростате» №899, 28 августа 2022 года. Конечно, нам всем требуется время, чтобы переслушать пластинку «Дом Всех Святых» и дать ей оценку. А пока этот процесс идёт, предлагаю связать один образ, который появился – и даже проявился – в двух песнях современного этапа истории «Аквариума». Речь сегодня пойдёт про «Ясный Свет».
Помнится, в 2020 году в «Цитатнике Аквариума» появилась отдельная, большая по объёму статья «Мой Ясный Свет», в названии которой содержалось уточнение: «ощущение смерти в песнях БГ». Почитайте на досуге, если ещё не видели это исследование, – думаю, будет интересно. А пока я вкратце напомню, к каким выводам относительно «ясного света» мы тогда пришли.
В концепции Бориса Гребенщикова «Ясный Свет» – это истинная реальность, которая выше видимой, материальной составляющей нашего мира. Это неуничтожимая основа вселенной и та духовная ткань, в которую все мы «вшиты».
Мой ясный свет,
Свет невечерний, свет беспечальный.
Мой ясный свет,
Даже когда разверзается дно.
Неизъяснимый мой – истинный мой провайдер.
Рухнут софты и железо сгниёт, а мы –
Мы остаёмся одно.
Видимо, обуреваемый поэтической горячкой, я осмелился заявить, что Ясный Свет есть великая песнь жизни: «Семантически «Мой Ясный Свет» объединяет «Вечное возвращение» и «Знак» в трилогию, где свет тождественен великой песне. Гребенщиков призывает Óдина «пой нам» и сам исполняет гимн в ответ. И воистину – этот гимн получается божественным».
А ещё – заметил, что в Петербурге есть издательство, которое специализируется на издании буддийских текстов, и называется оно «Ясный свет». И вот тут мы подходим к буддийскому ключу понимания одноимённого образа у БГ. В этом нам поможет «Тибетская книга мёртвых», которую я последние несколько недель внимательно изучал и недавно закончил её читать. Ясный Свет в этом практическом руководстве занимает поистине центральное положение.
«Тибетская книга мёртвых» – европейское название буддийского трактата «Бардо Тхёдол», что дословно переводится как «освобождение в бардо посредством слушания». Бардо – это психическое состояние после смерти тела вплоть до нового воплощения. Соответственно, слушание «душой» умершего читаемых наставлений призвано избежать нового воплощения либо выбрать лучший вариант такового, чтобы в конечном счёте достичь безмятежного состояния Будды. Исход зависит от кармы умершего, но внимательное слушание и последование наставлениям способно помочь и избежать плохого воплощения, например, в виде животного.
Предание гласит, что «Бардо Тхёдол» составил Падмасамбхава в VIII веке. Вскоре книга была утеряна. Но в XIV веке её обнаружили тибетские книжники, а на рубеже XIX–XX веков «Тибетской книгой мёртвых» заинтересовались западные исследователи, начавшие переводить её на английский. Многое для своих психологических построений почерпал в «Бардо Тхёдол» Карл Густав Юнг. А остроумец Виктор Пелевин в романе «S.N.U.F.F.» руководительницу новостной авиации нарёк Алёна-Либертина Тхёдолбриджит Бардо.
Собственно, тема Ясного Света – центральная в «Тибетской книге мёртвых». Сочинение начинается с признания того, что именно он встречает умершего: «В промежуточном состоянии в момент смерти происходит первая встреча с Ясным Светом». И чуть дальше: «С последним выдохом жизненная сила опустится и сосредоточится в нервном центре Мудрости, и Познающий будет воспринимать Ясный Свет в его изначальном состоянии».
Именно Ясный Свет – чистая субстанция вселенной, или, лучше сказать, ничем незамутнённая психическая основа мира. Сложно в европейских терминах выразить суть данного понятия. Но вот что может прояснить дело: как только жизненная сила умершего по какой-либо причине отворачивается от Ясного Света – происходит замутнение ума и наступает промежуточное состояние, в котором будет определено новое воплощение «индивида». Такое состояние и называется «бардо».
А вот сосредоточение на Ясном Свете, напротив, позволяет узреть мироздание таким, как оно есть на самом деле, и удержаться в этой ничем незамутнённой пустоте без последующего перерождения.
Впрочем, тибетцы понимали, что главная задача «Бардо Тхёдол» – помочь не святым, а обычным людям, грешным и слабым. Если, умерев, они не смогли достичь освобождения, постигнув изначальный Ясный Свет, то перед ними появляется «вторичный Ясный Свет». А затем – различные виды светов, каждый из которых символизирует царство духов, людей и животных, в соответствии с буддийскими представлениями о мироздании.
Душа после смерти пребывает в трёх типах сознания. 1) В Чикхай Бардо есть возможность освобождения путём следования Ясному Свету. 2) В Чёньид Бардо, когда Ясный Свет не узнан либо умерший не сосредоточился на нём, появляются «порождаемые кармой иллюзорные видения». Как правило, это ужасающие существа, которые, однако, являются проекцией ума умершего. 3) В Сидпа Бардо подготавливается новое рождение и даются подробные разъяснения, какое лоно лучше выбрать, а какого лучше избегать, буквально закрыв своим волевым усилием вход в него.
Не буду утомлять вас подробными описаниями Ясного Света и различных светов, которые появляются на разных этапах замутнения ума после смерти тела и длятся в течение 49 дней. Для нас, пожалуй, важнее зафиксировать, что Ясный Свет в парадигме БГ находится на пересечении темы смерти и ясного понимания мира «как он есть», как города золотого и под, и над небом голубым.
Но если в 2020 году песенная перспектива устремляется в вечность (Ясный Свет невечерний, беспечальный), то в 2022-м, напротив, – в сегодняшнюю повестку: «Но пока дышу, я всё-таки прошу, чтобы к нам вернулся Ясный Свет».
Другие цитаты Аквариума
► Ох, папайя, маракуйя
► Ох, ламы линии Кагью, до чего ж вы хороши
► У него труба из кости, он начнёт в неё трубить
Именно эта запись в VK