Å #217. Моя левая нога — гиперборея

Это — статья раздела
Цитатник Аквариума

Я читал в “Cosmopolitan”,
Я читал в книге Зохар.
Моя левая нога – Гиперборея,
Правую в народе называют Захар.

Моя левая нога - гиперборея, левую в народе называют Захар. Разбираем северные коннотации песни Бориса Гребенщикова Мальчик золотое кольцо (2002)

Песню «Мальчик Золотое Кольцо» мы с вами слушали, когда искали отсылки в строке «увидимся на той стороне» к творчеству великого и ужасного Оззи Осборна. Сегодня пришло время вновь поговорить о столь значимой в мифологии «Аквариума» Гиперборее. Что ж, оденемся потеплее и совершим метафизический отход на север.

Тема севера – особая в творчестве Гребенщикова. Песня «Царь сна» изначально называлась «Отход на север». «Я родился на севере, чтобы дольше оставался цел», – признавался БГ в песне «Не могу оторвать глаз от тебя». Наконец, целый альбом посвящён земле, находящейся за северным ветром, бореем – «Гиперборея» (1997). Но вот почему она – левая нога?

Вообще, ранее в цитатнике мы разбирали строку «ты двигала левой ногой» из «Зимней розы». В качестве возможного источника «левости» тогда был упомянуто гностическое учение валентианцев (II век), согласно которому Верховная Премудрость София породила «правого человека», Христа, и «левого», которого гностики именовали Пруникос.

Вот такую версию мы тогда указали, но признаться честно – она меня не устраивала. Слишком сложный символизм, в котором очень много натяжек и допущений. Мы знаем, что Гребенщиков любит запутать следы, но в данном случае всё это казалось слишком уж гипотетичным. И вот, недавно я читал роман Виктора Пелевина “t” (а я напомню, что в начале года дал себе обещание прочесть всего Пелевина в поисках возможных цитат и пересечений с БГ) и наткнулся на следующий фрагмент: «Только один серьёзный недостаток – везде и всегда нарасхват. Поэтому всё время занят и для нас работает левой ногой».

Чтобы вы понимали, о чём речь (внимание: спойлеры), главный герой «граф Т.» осознаёт себя персонажем романа, который веком позже исторического графа Толстого пишет группа авторов из пяти человек. Каждый отвечает за свою тему, будь то метафизика, эротика, рукопашный бой и т.д. Вместе они и создают графа Т., который оказывается подчинённой им личностью. И вот при описании третьего по счёту автора Пелевин и упоминает это выражение, прочтите:

– Номер три – Гриша Овнюк, – ответил Ариэль. – Когда вы перестреливаетесь с Кнопфом, прыгаете с моста в реку на рясе-парашюте или выясняете отношения с амазонскими убийцами, это всё он. Гриша, чтоб вы знали, гений.
– Гений?
– Да. Суперценный кадр, наше главное достояние. Широчайший специалист. Остросюжетник, мастер мирового уровня. Только один серьёзный недостаток – везде и всегда нарасхват. Поэтому всё время занят и для нас работает левой ногой.

Обложка романа Виктора Пелевина t и связь произведения с выражением Бориса Гребенщикова про левую ногу

И вот тут я, наконец, понял смысл выражения «левая нога». Это как говорят в футболе про правшей: левая нога у него – для бега. То есть прицельно бить ею он не может, и она нужна ему только для того, чтобы бегать по полю. Так и у Пелевина: «работает левой ногой», то есть спустя рукава. Так и у Гребенщикова в «Зимней розе»: советская власть двигала левой ногой.

В случае с «Мальчик Золотое Кольцо» можно интерпретировать, что для БГ его родная «Гиперборея» – север Советского Союза, Ленинград, агенты КГБ возле рок-клуба – это «левая нога». Нечто такое, что лишь номинально является родиной – местом, где он родился и жил. Но есть истинная Гиперборея. И она не где-то на крайнем севере, а – внутри: в сердце, в мыслях, в отношении к окружающему. Альбом «Гиперборея» – это и есть воплощение северной земли в музыке. А весь окружающий антураж – строительство Охта-центра, коррупционные скандалы, шляпа Боярского – географическая Гиперборея, к исконной имеющая опосредованное отношение. И вот она-то и есть «левая нога» Гребенщикова, в то время как пространство творчества, а не быта, он осваивает правой.

Кстати, по поводу правой ноги. Причём здесь Захар? Нужно ли это было Гребенщикову, чтобы зарифмовать каббалистический трактат «Зохар»? Или наоборот – теософское сочинение было подобрано к Захару? Выскажу собственную догадку, с которой вы можете согласиться или нет.

Итак, как в народе называют Бориса Гребенщикова? Зависит от периода, но правильно: БГ, Боб – то есть сокращённо. Теперь другой вопрос: а как в народе называют Андрея Макаревича? Тоже верно: Макар. Вот и получается, что БГ просто пошутил: есть Макар, а он будет Захар – вроде как единоутробные сыновья Музы. Как вам кажется: имеет такая версия право на жизнь?

Другие цитаты Аквариума

Где пляшут налджорпы на заднем дворе
Говорящий не знает, Дарья, знающий не говорит
Мне снилось, что я ткачиха, которая часто бывает мною во сне

ЦИТАТНИК АКВАРИУМА

Цитатник Аквариума в контакте - сообщество про скрытые цитаты в песнях Бориса Гребенщикова
Именно эта запись в VK
Присоединяйтесь к сообществу ВКонтакте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *