Это — статья раздела
Цитатник Аквариума
Небо рухнет на землю, перестанет расти трава –
Он придёт и молча поправит всё, человек из Кемерова!
В прошлый раз мы пытались доказать, что «человек из Кемерова» – это жена Гребенщикова Ирина. Судя по реакциям и репостам, в том числе в такой авторитетной группе, как БГ онлайн, предложенная версия имеет право на жизнь.
Сегодня предлагаю послушать песню ещё раз. И ответить на вопрос, кто до БГ задавался вопросом, что будет, когда небо рухнет на землю? Следы подобного вопрошания ведут нас в древний Китай.
Трактат «Чжуан-цзы», названный по имени автора и содержащий различные даосские притчи, мы вспоминали совсем недавно. В записи про песню «Укравший дождь» мы цитировали фрагмент из 33 главы сочинения, в котором странный человек вопрошал, «почему не падает небо и не обваливается земля и что вызывает ветер, дождь и гром».
Ныне обратимся к главе 5 трактата, «Знак полноты свойств». В этой главе приводится диалог Конфуция с учениками, в котором упоминают великого учителя по имени Ван Тай. В наказание за некое деяние, которое не называется в сочинении, ему отсекли ступню ноги (распространённая кара в Китае того времени). Но, несмотря на это, учеников у него было не меньше, чем у самого Конфуция.
Один из учеников последнего спросил: как же так? Ван Тай не даёт наставлений, не ведёт бесед, «но всякий, кто приходит к нему пустым, уходит от него наполненным». Конфуций признал, что он настоящий мудрец. И что он сам пошёл бы к нему за наукой, если бы не разные срочные дела. Удивлённые ученики уточнили: раз даже с одной ногой этот человек превосходит самого Конфуция, значит, он должен быть мужем редкостного величия, а «сознание у него должно быть какое-то необыкновенное, верно?».
Конфуций ответил на это пассажем о внутреннем единстве мира, познание которого позволяет обрести совершенную мудрость: «И жизнь, и смерть воистину велики, но череда смертей и жизней в этом мире ничего не трогает в нём. Даже если обвалится небо и обрушится земля, он не погибнет. Он постиг Подлинное в жизни и не влечётся за другими, позволяет свершиться всем жизненным превращениям и оберегает их исток».
Учитель пояснил свою мысль, что изучение вещей на основе их сходства, а не различия, позволяет увидеть, что всё в мире едино. Человек, который постиг это, вроде Ван Тая, «даже не знает, чем отличаются друг от друга глаза и уши, и привольно странствует сердцем в крайнем согласии, проистекающем из полноты жизненных свойств». И далее: «Он видит, в чём все вещи едины, и не видит, чего лишена каждая из них. Для него лишиться ноги – всё равно что стряхнуть с себя комочек грязи».
Вот такое удивительное сознание у познавшего совершенную мудрость. И такое же сознание, возвращаясь к песне, у человека из Кемерова, который «придёт и молча поправит всё». Даже после того, как небо рухнет на землю.
В обиходной речи, насколько можно об этом судить, выражение «небо рухнет на землю» стало означать некое грандиозное изменение в жизни с катастрофическими последствиями. Помнится, после начала спецоперации один российский предприниматель высказался в том ключе, что небо на землю не рухнуло, но активы значительно обесценились. Не могу точно процитировать то высказывание (по-моему, его процитировал Алексей Пивоваров в одном из выпусков «Редакции»), но про небо, которое может рухнуть на землю, было сказано точно.
У Гребенщикова контекст фразы, конечно, совсем не экономический. Речь о судьбах вселенной, и финансовые вопросы занимают здесь одно из последних мест. Это, кстати, подтверждает и история с клипом «Человек из Кемерова». Вскоре после появления песни режиссёр Сергей Дебижев снял видеоролик с поющим БГ в главной роли. В книге «Сны о чём-то большем» Дебижев затронул экономический аспект взаимодействия с Гребенщиковым:
«Между нами никогда не стояли вопросы финансовые. Никогда ни за что денег никто не получал. Ни за эти фильмы на документальной киностудии – все они вписывались в бюджет, выделяемый на документальное кино, ни за «Два Капитана Два», которым неизвестно до сих пор, кто пользуется. Даже сейчас, на последней картине, для которой Борис писал музыку, я собирался ему заплатить, а он мне говорит: «Сними лучше клип на «Человека из Кемерова»». Опять получилось всё без денег».
Дебижев подчеркнул, что такой безденежный бартер – уникальное явление в современных реалиях: «Когда я работаю, к примеру, с Шевчуком – там всё – смета, большие деньги, всё учитывается, каждая копеечка считается… А с Бобом – у нас до сих пор всё так, как было тогда, когда у нас ничего не было».
Впрочем, чего ещё можно ожидать от музыканта, который в одном из интервью заявил: «Человек из Кемерово – это самое святое, что есть в русской душе». И вот, кстати, то, о чём я хотел, но забыл упомянуть в предыдущей записи – о взаимоотношениях Бориса и Ирины Гребенщиковых. В интервью 1996 года журналу “Playboy” (мы упоминали его в статье про «Костромской беспредел») БГ пошутил: «Во втором классе в газете «Пионерская правда» я увидел фоторобот Ирины и сообразил, что, пока это существо у меня на виду не появится, я свободен».
Ирина рассказала свою версию их love story: «Я родилась и выросла в сибирском городе Кемерово. Меня с детства считали очень странной девочкой. И, в отличие от Леры, младшей сестры, вполне нормального ребёнка, родители не отпускали меня учиться в другой город, даже когда я повзрослела. Они боялись за меня. Сколько себя помню, я всегда была подвержена мистическим переживаниям. Однажды ко мне во сне явились две высокие особы: женщины с большими крыльями – их я помню всегда… Влюблённость была моим хроническим состоянием, из которого я предпочитаю не выходить и сейчас».
Под занавес остаётся добавить одну подробность, которую любители символизма смогут истолковать под нужным углом провидения. Песня «Человек из Кемерова» была написана БГ в Донецке.
Другие цитаты Аквариума
► Иван Бодхидхарма
► У него труба из кости
► Пойду летать феечкой в страну синих вершин
Именно эта запись в VK
Присоединяйтесь к сообществу ВКонтакте