Аквариум в Туле 26 февраля 2015 года

В четверг состоялся «зимний концерт» группы Аквариум в Туле. Стало доброй традицией, что Аквариум приезжает в крупные города каждый год. И я уже, честно говоря, сбился со счёта, какой это лично для меня концерт группы в Туле. Я прекрасно помню свой первый визит на Аквариум, 28 марта 2004 года. Удивительно думать, что с того времени прошло более десяти лет. Тогда я ждал музыкантов с двух часов дня, а Гребенщикова встречал бутылкой сакэ, за которую отдал две стипендии. Сейчас всё было менее фанатично, благо и приближающийся к тридцатилетию возраст обязывает. Но на месте я всё-таки не усидел, и выход группы на бис встретил у самой сцены! И пускай мало кому интересно, что происходит со мной сегодня. Зато многих, надеюсь, увлечёт краткий рассказ о том, что происходит сегодня с Аквариумом.

20150226-006

 

Харизма №1 в России

Можно долго спорить о том, какая группа в нашей стране наиболее значима. Огонь дискуссии добавят стилистические предпочтения, мировоззренческие установки, пол, возраст и многое-многое другое. Соглашусь, что в плане сложности музыки молодые команды – всё же не отечественные, но тем не менее – могут дать Аквариуму фору. Особенно скандинавские. Многие коллективы способны собрать аудитории более, чем зал ДКЖ на тысячу мест. И девушек, мечтающих иметь детей от прочих музыкантов, может оказаться больше прелестниц, вожделеющих Гребенщикова. Но после концерта я поймал себя на мысли, что вряд ли кто-то сможет переплюнуть Аквариум в харизматичности.

Говоря объективно, необходимо всё-таки согласиться: Гребенщиков – музыкант с харизмой номер один в России! С харизмой 80-го уровня, если угодно! Так или иначе это признавали и признают все отечественные музыканты, так что даже излишне цитировать Сукачёва, Чигракова и Шевчука. Гребенщиков – это Пушкин русской рок-музыки XX века и начала XXI-го. Он настоящий материк, которому тесно в рамках рока, как Пушкин не умещается только лишь в поэзии. Аквариум уже стал гигантской фигурой, музыкальным китом. И кто бы что ни говорил про «одну и ту же песню, которую Гребенщиков поёт всю жизнь», БГ… постеснялся бы в лицо назвать его патриархом, поскольку, думаю, немедленно получил бы кулаком в лицо… БГ – колосс! Каждый Пушкин боится стать настолько великим, что с годами превращается для самого себя в Жуковского. Так вот Гребенщиков сию чашу пронёс мимо. Так что не постесняюсь назвать БГ юным патриархом. Потому что в плане задора он точно даст фору молодым!

 

Здоровье и молодость

Гребенщиков сразу же извинился за голос. «Нас испытывает уральский грипп», – объяснился сипло музыкант. В ходе концерта он несколько раз кашлял. Помощники приносили ему прямо на сцену чай и тюбики для вдыхания носом. «Кокаин?» – громко пошутил кто-то в зале. «Кокаин! – тут же подтвердил БГ. – Очень хорошо помогает!». Но несмотря на простуду и разбитость, Гребенщиков сыграл с группой полноценный концерт с традиционным выходом на бис. Так что, без преувеличения, молодые могут завидовать активности и целеустремлённости Бориса Борисовича. Но Вы в любом случае выздоравливайте! Тут я присоединяюсь ко всем слушателям, кто присутствовал на концерте.

Билет на Аквариум 26.02.2015

 

Состав и звучание

Первые песни были сыграны в акустике. Гребенщиков на гитаре, Александр Титов – на басу, Алексей Зубарев – на трёх-четырёх различных мандолинах, Андрей Суротдинов – на скрипке. За барабанами – европейский ударник Аквариума, чьё имя я, к своему стыду, так и не успел выучить. Отыграл, на мой вкус, просто шикарно. Особенно в тяжёлых вещах, следовавших после затишья, например, в «Господу видней». Интересно, что ударная установка была ограждена от прочей сцены прозрачным пластиковым остовом. А вот перкуссией заведовал новый участник Аквариума, внешне похожий на рэпера 25 лет, с забитыми татуировками «рукавами», в массивных чёрных очках, которого после концерта Гребенщиков представил примерно как «Ван Дер Грааф» (но, конечно же, не так).

На половине песен появлялся Брайан Финнеган, который, по замечанию Гребенщикова, попал на концерт прямо с самолёта. Финнеган, как и прежде, оказался брит наголо. Но теперь он отрастил усы и бороду, явившую миру его мужественную седину. От акустики, тем временем, дело перешло к электричеству, и Зубарев задавал мощное звучание и динамику старым и новым песням Аквариума.

 

Политика

Что меня откровенно удивило, Гребенщиков с самого начала концерта стал высказывать недовольство высшим руководством страны. Имён озвучено не было, но общий посыл оказался предельно ясен. «Пошли они на хер!» – провозгласил БГ и показал куда-то в их направлении фак. Через пару песен, правда, извинился и заметил, что на таких людей даже слова тратить – преступление.

С чем связано такое активное политическое недовольство, я сказать не могу. Может быть, Гребенщиков вступился за Макаревича. Может быть, добрались и до Аквариума. Это мне совершенно непонятно. Но общую мысль Гребенщиков выразил следующим образом: «Мы выросли в то время, когда было предельно понятно, что руководителям верить нельзя. Любая система заботится не о людях и их благосостоянии, а о самосохранении. И вот в 90-е, в двухтысячные мы только задумались: а вдруг они и правда заботятся о нас!? Но нет, теперь всё снова встало на свои места». И Гребенщиков с то ли горькой, то ли безразличной усмешкой заметил, что в ближайшем будущем их начнут сажать…

Мне всегда импонировал аполитизм музыканта. Но я не знаю обстоятельств, вынудивших Гребенщикова выразиться так резко и однозначно, чтобы судить о чём-либо или, тем паче, кого-либо. Поэтому я просто обозначу некий политический градус в атмосфере концерта.

 

Что играли

Аквариум не перестаёт удивлять непредсказуемой тасовкой песен. С альбома 2014 года «Соль» прозвучала всего пара вещей. Зато сыграли несколько произведений с «Архангельска», и вообще – было много песен последних четырёх-пяти. Зато прозвучали и раритетные вещи вроде «Он слышал её имя, он ждал повторенья…» и реактуализированная «Ко мне подходит человек с автоматом: а бежишь ли ты кросс?». Но печаль политического репресса совершенно перекрывалась жизнерадостными и даже танцевальными вещами вроде «14 лет я не спал» и «Его звали Сувлехим Такац».

Символично и приятно, что окончился концерт «Днём радости». В самом конце Гребенщиков проникновенно спел и повторил «Бог есть свет, и в Нём нет никако-ой тьмы», а прожекторы зажглись золотом и ослепили слушателей в зале.

Огромное спасибо музыкантам и команде Аквариума, организаторам концерта и слушателям за непередаваемую атмосферу настоящего праздника. И отдельно я поздравляю всех тех, кто попал на концерт Аквариума впервые в жизни! И всем – здоровья, вдохновения и радости!

В Автоответчик

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.