Å #334. Люди, пришедшие из можжевельника

Это — статья раздела
Цитатник Аквариума

Но люди, пришедшие из можжевельника,
Велели мне быть, как они.

Но люди, пришедшие из можжевельника, велели мне быть, как они. Гиперборея – состояние максимального вдохновения, когда творчество принимает неизвестные формы

«Гиперборея» – пожалуй, самый необычный альбом самой необычной группы. Песни, многие из которых были написаны ещё в 70-е, записанные составом версии «Аквариум 2.0», с симфоническими аранжировками, со струнными и духовыми. В результате получались особенная пластинка даже по меркам БГ. Плюс это название – «Гиперборея», в духе иеротопонимики отхода на север. Но что-то в этом шифре оставалось недосказанным, и недавно мне это открылось.

В свободную минутку я читал книгу Всеволода Гаккеля «Аквариум как способ ухода за теннисным кортом». И вдруг в одном месте я вдруг осознал на магическом уровне, что значит «гиперборея». Это место у Гаккеля было совсем не о том, о приезде Дэвида Бирна в Петербург в 1995 году. Данный фрагмент вообще можно не приводить, но из уважения к объективности процитирую бывшего виолончелиста «Аквариума», а на тот момент – директора клуба «TaMtAm»:

«Мы шли по улице Марата и встретили Рыбу, который вышел за пивом. Он долго смотрел на Дэвида и ничего не понял, думая, что это галлюцинация, – они с дружками как раз пили и смотрели Stop Making Sense. Вечером мы пошли в «Десятку». Недели через две Бирн снова приехал в город на собственную фотовыставку в галерее “Борей”».

По мере того, как я читал этот отрывок, мой взгляд скользнул вниз и выхватил слово «Борей». Я подумал, что речь пойдёт о Гребенщикове, потому что Гаккель в своей книге называет его Бобом или Борей. Но в итоге выяснилось, что это галерея «Борей» – нормальное название в честь северного ветра, мы вообще много ветров в песнях «Аквариума» разбирали. Но тут меня что-то кольнуло.

Я вдруг понял, что гиперборея – это состояние максимального вдохновения, когда творчество, бурля и выплёскиваясь через край, может принимать неизвестные, но восхитительные формы. Если обычный творческий накал БГ обозначить глаголом «бореть», то максимальный – это «гипер-бореть». Соответственно, вся пластинка 1997 года была записана «гипер-борея». Вот истинный смысл названия альбома! А далёкая земля, где обитает северный народ, – прикрытие для непосвящённых.

Конечно, в этих построениях есть известная доля мистификации, и вы можете сказать: ну нет, глупость очевидная. Однако найдётся ли средь вас хотя бы один, кто скажет, что такого не может быть точно, на 100%? Вот-вот. Как говорил пастор из фильма «Берегись автомобиля», все люди верят: одни верят, что Бог есть, другие – что Бога нет; и то, и другое недоказуемо.

Ладно, давайте перейдём к конкретной песне, которая была записана «гиперборея». «Люди, пришедшие из можжевельника» – в общем-то понятный буддийский опус.

Ты конь.
Ты прекрасный конь.
Я был бы рад скакать на тебе все дни.

Конь – тело, всадник – разум. Эта буддийская максима наглядно демонстрирует двойственность человека, который должен обуздать чувственные желания тела смирительной силой души. В случае «Аквариума» эта метафора удваивается ещё раз: речь идёт о двух типах людей – исключительно чувственных, которые и не просыпаются для возвышенной жизни, и одухотворённых, которые могут разумом направлять тело в область истинных наслаждений души-плоти. Они, собственно, и называются «люди, пришедшие из можжевельника». Но почему оттуда?

Можжевельник – замечательно красивый кустарник с прекрасными голубыми ягодами. Те самые ягоды и придают синий оттенок джину – напитку, который настаивается на можжевельнике. Теперь поиграем в ассоциации: бутылка, джин, голубой – кто это? Конечно, джинн!

Созданные из пламени духи арабской мифологии, с лёгкой руки «Диснея» джинны стали восприниматься в единственном образе – как послушный добряк голубого цвета, который по первому зову появляется из медной лампы. Но в нашем случае важен именно исконный характер джиннов – их бесплотность и нахождение в тонком мире, общение с которым открыто немногим людям.

Таким образом, люди, работающие на благо всех разумных существ, говея и гиперборея, пришли из можжевельника. Они есть бесплотное голубое пламя, которое порождает творческие искры и небесные плоды, доступные земным людям. Согласны с такой интерпретацией? Поделитесь своими мыслями в комментариях или ментально – как вам удобнее!

Другие цитаты Аквариума

Время любви пришло
Но белая дева танцует
В пурпурных снегах потерян наш след

ЦИТАТНИК АКВАРИУМА

Цитатник Аквариума в контакте - сообщество про скрытые цитаты в песнях Бориса Гребенщикова
Именно эта запись в VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *