Å #155. Бубен верхнего мира

Это — статья раздела
Цитатник Аквариума

Можно бить, хоть разбей, в бубен верхнего мира,
Только лётчики спят, а девушки танцуют одни.

Хочешь бей, хоть разбей бубен верхнего мира, только лётчиков ноль, и девушки танцуют одни. Сравниваем песню Бориса Гребенщикова и рассказ Виктора Пелевина

Бывают такие песни «Аквариума», что если знаешь, к чему апеллирует Борис Борисович, то всё встаёт на свои места; а если не знаешь – ну, думаешь, очередная буддийская заумь. Это на 100% справедливо по отношению к произведению «Девушки танцуют одни». Если не знать про «бубен верхнего мира», то про лётчиков точно не догадаешься.

«Девушки танцуют одни» – песня «Аквариума», представленная ещё в 1998 году. «Прописки» в студийном альбоме композиция дожидалась больше десятилетия, «девушек» приютила «Пушкинская, 10» (2009). В песне есть очевидная отсылка к раннему рассказу Виктора Пелевина «Бубен верхнего мира» (1993). Так что хронология «кто у кого» здесь прослеживается однозначно.

В рассказе Пелевина описывается камлание шаманки Тыймын, которая вызывает души погибших во время войны немецких лётчиков. А две её спутницы, молодые девушки Маша и Таня, впоследствии женят на бумаге воскресших нацистов, чтобы бедные российские невесты могли законно эмигрировать в Германию. Вот такой необычной сюжет.

Название рассказ получил от одного из двух бубнов, которые использует Тыймын в своей работе. Исходя из того, что немецкие лётчики достойны худшей загробной участи, она сначала бьёт в бубен нижнего мира. Как правило, именно там и обнаруживаются все погибшие авиаторы. Но в описанном случае потребовался бубен верхнего мира, и лётчик был найден там. Им оказался советский майор Звягинцев. Он перегонял трофейный штурмовик «Хейнкель» (почему девушки и посчитали, что за штурвалом был офицер вермахта) и был сбит своими по ошибке.

После этого короткого комментария становится понятен и «бубен верхнего мира», и «только лётчиков нет», и «девушки танцуют одни». Прочитайте рассказ Пелевина, если ещё не читали, это займёт у вас минут двадцать, прослушивание аудиокниги – вдвое больше. А мы тем временем обратимся к другой цитате.

В 1992 году в альбоме «Актриса Весна» группы ДДТ вышла песня «Последняя осень». Юрий Шевчук написал её ещё в 1990-м и впервые исполнил на концерте памяти Виктора Цоя. Тогда же режиссёр Сергей Морозов снял клип. В первом куплете песни есть следующие строки:

Прощальным костром догорает эпоха,
И мы наблюдаем за тенью и светом.

Сравните с текстом Гребенщикова:

Антикварным костром догорела эпоха,
А в парикмахерских – вальс, и девушки танцуют одни.

Тут следует ещё добавить, что на «Пушкинской, 10» появилась ещё одна старая песня «Аквариума», которая называется «Письма с границы между светом и тенью». В сумме это даёт очевидную перекличку с песней ДДТ.

Вот такая, с виду простая, про одиноко танцующих девушек, песня БГ включила в себя целый спектр смыслов от шаманского камлания по воскрешению лётчиков до прощания с уходящими поэтами догоревших эпох.

Другие цитаты Аквариума

Языческий блюз
Отряд не заметил потери бойца
Мёртвые хоронят своих мертвецов

ЦИТАТНИК АКВАРИУМА

Цитатник Аквариума в контакте - сообщество про скрытые цитаты в песнях Бориса Гребенщикова
Именно эта запись в VK
Присоединяйтесь к сообществу ВКонтакте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *