История праведного Иосифа. Конец книги Бытия
В данной лекции мы рассмотрим историю Иосифа и закончим наш
краткий обзор Книги Бытия.
Иаков жил в земле странствования отца своего, в земле Ханаанской.
Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет… (Быт. 37, 1–2)
Удивительно начинается рассказ об Иосифе. Обычно в Библии, когда
излагается родословие (תולדות ‹тольдо́т› — здесь «житие») того или ино-
го лица, перечисляется целый ряд его предков или потомков. В данном
же месте говорится о родословии Иакова так, словно у него был один толь-
ко сын — Иосиф!.. А как же остальные дети? Но дело в том, что Иосиф
в то время оказался в духовном смысле действительно единственным пре-
емником Иакова. Другие братья, как мы вскоре увидим, еще не были
достойны своего высокого призвания, еще не доросли до его осознания,
что следует из истории продажи Иосифа. Поэтому все духовное родосло-
вие Иакова заключалось как бы исключительно в Иосифе. Сам Иаков,
будучи пророком, конечно, знал об этом и
…Любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын ста-
рости его… (Быт. 37, 3)
«Сыном старости» Иакова был, собственно, Вениамин: он родился по-
следним. Но Иосиф, первенец любимой жены Иакова, Рахили, был «сы-
ном старости его» в ином смысле: отец интуитивно или пророческим ве-
дением предугадывал, что именно Иосифу суждено будет покоить и леле-
ять его в последние годы жизни (как это и сбылось после переселения
Иакова в Египет). В течение 17 лет Иаков растил и воспитывал Иосифа,
и с такой же нежностью и чуткостью Иосиф в течение последних 17 лет
Иакова ухаживал за отцом…
Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет, пас скот вместе с братьями
своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен
отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи до отца их. (Быт. 37, 2)
«Худые слухи»… Иосиф, как мы увидим дальше, был пророком, а при-
звание пророка — не только возвещать будущее, но и содействовать благо-
честию, наставлять людей в заповедях Господних. Поскольку же наблю-
дение за братьями, духовное руководство ими было свыше поручено Иоси-
фу, то он и доводил все, что делали братья, до сведения отца. Это было
весьма необычно, потому что традиция предписывала старшим братьям
опекать младших, здесь же все обстояло наоборот. Но что же делать,
если из всех братьев именно Иосиф и только он обладал в то время про-
роческим даром! Здесь — источник трагического разлада в семье Иакова
и того страшного поступка братьев, о котором речь впереди.
Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был
сын старости его,— и сделал ему разноцветную одежду. (Быт. 37, 3)
Разноцветная одежда называется по-древнееврейски כתנת פסים ‹кето́-
нет паси́м› — «хитон простирающийся», от глагола פסה ‹паса́› — «про-
стираться», «распространяться»; т. е. речь идет об одежде, сшитой из
разноцветных частей и покрывающей целиком все тело. Такая одежда
символизирует особое строение души Иосифа. Дело в том, что душа пра-
ведника как бы состоит из частиц душ всех остальных людей; и поэтому
он воспринимает их мысли, вникает во все их дела, может предсказывать
им будущее. Иосиф был облечен по молитвам Иакова пророческой силой,
что и символизирует его одежда.
И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его;
и возненавидели его, и не могли говорить с ним дружелюбно. (Быт. 37, 4)
Первый всплеск ненависти братьев рожден ревностью: они не могут
вынести, что отец любит Иосифа больше их, и поэтому не в состоянии
говорить с ним дружелюбно. В оригинале сказано, что они не могли го-
ворить с ним לשלום ‹ле-шало́м› — «к миру», «мирно», т. е. вместе с ним
способствовать совершенствованию человечества, умножению гармонии,
умиротворению всего существующего. Ибо и они были потенциально при-
званы к пророческой миссии, но, позавидовав Иосифу, временно стали
неспособны к ее осуществлению. Та высокая духовная ступень, на кото-
рую они должны были подняться, стала для них недоступна. Итак, пер-
вое движение ненависти вызвано ревностью, неприятием любви…
Затем описываются сны Иосифа. Он пересказывает братьям свой пер-
вый пророческий сон:
…Вот мы вяжем снопы посреди поля; и вот мой сноп встал и стал пря-
мо; и вот ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу.
И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами?
неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его
и за слова его. (Быт. 37, 7–8)
«За сны» — потому что Господь в них явил превосходство Иосифа;
а «за слова» — потому что сам Иосиф мог бы скрыть свои сны, однако по
наивности и простодушию сказал о них братьям, и те поняли, насколько
чист душою отрок, даже не подозревающий об их зависти.
Здесь описана вторая ступень ненависти: если первая — это зависть
к тому, что отец предпочитает Иосифа, то вторая — зависть к избранию
Божьему. Согласно первому сну, Иосиф избран для владычества на зем-
ле. Ведь жатва происходит на земле, поэтому и поклонение здесь симво-
лизирует власть земную. Жатва указывает также на завершение судьбы,
осуществление усилий всей жизни, «урожай» земного пути. Все это и ис-
полнилось впоследствии, когда Иосиф стал властвовать в Египте.
Иной смысл имеет следующий сон Иосифа:
…Вот я видел еще сон: вот солнце, и луна, и одиннадцать звезд покло-
няются мне. (Быт. 37, 9)
Если снопы были на земле, то светила — на небе; второй сон говорит
уже об избрании в Царстве Небесном, о высоком положении Иосифа в ми-
ре будущем.
И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его,
и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я, и твоя мать,
и твои братья придем поклониться тебе до земли? (Быт. 37, 10)
То, что при каких-то условиях могли бы поклониться Иосифу отец
и братья, еще понятно; но его мать Рахиль к тому времени уже умерла.
Поэтому речь в пророческом сне идет уже не о земной жизни, а о небес-
ной: как Иосиф в настоящее время предпочтен отцом на земле, так будет
он возвышен Господом Богом над всеми братьями в Царствии Небесном.
И вот этого братья уже совсем не могли простить Иосифу… Заметим по-
путно, что образ народа Божьего, Израиля, как «жены, облеченной в солн-
це», стоящей на луне и увенчанной венцом из двенадцати звезд, мы на-
ходим в 12-й главе Откровения Иоанна. Несомненна связь этого образа со
вторым сном Иосифа.
Итак, перед нами три ступени зависти и ненависти: во-первых, за-
висть к человеческому предпочтению; во-вторых, ревность к Божествен-
ному благословению в делах земных; в-третьих, ревность к Божественно-
му избранию в мире будущем. Таким образом, братья Иосифа открыто
восстают против Божьего определения. Правда, они не вполне верят, что
Иосиф пророк; и когда Иаков посылает своего сына проведать братьев,
они говорят друг другу:
…Вот идет сновидец;
Пойдем теперь, и убьем его… и увидим, что будет из его снов. (Быт.
37, 19–20)
Следовательно, братья хотят по дерзости и неверию испытать, подлин-
но ли Иосифу в его снах была явлена воля Божья.
И сказал Израиль Иосифу: братья твои не пасут ли в Сихеме? пойди,
я пошлю тебя к ним. Он отвечал ему: вот я. (Быт. 37, 13)
Этот разговор, кроме прямого, имеет еще таинственный смысл. Иаков,
сам того не осознавая, предрекает Иосифу его великую миссию:
…Пойди посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне
ответ… (Быт. 37, 14)
Иными словами: «Осуществи призвание свое, ценою страданий и мук
спаси братьев твоих от голодной смерти»…
«…И принеси мне ответ…» Этот «ответ» Иаков получил много лет спу-
стя, когда Иосиф послал колесницы, дабы доставить отца и весь свой род
в Египет… И Иосиф отвечает: «Вот я», т. е. «Я согласен сделать все, как
ты повелел». Ни тот ни другой не знают в момент разговора, в чем ис-
тинный смысл их диалога, что кроется за их словами. Ибо слово пророка
не всегда и не сразу понятно даже ему самому.
…И послал его из долины Хевронской; и он пришел в Сихем. (Быт.
37, 14)
Сам Иаков в то время жил в Хевроне, недалеко от гробниц своих от-
цов, Авраама и Исаака. Название חברון ‹Хевро́н› происходит от глагола
חבר ‹хава́р› — «соединять», «сплачивать», «связывать»; «хаве́р» означает
«друг», «товарищ». Хеврон — это «место дружества», где Иосиф рос в люб-
ви и радости. А пришел он в שכם ‹Шхем› — Сихем, город к северу от
Хеврона, где пасли его братья. «Шхем» означает «хребет»,
«спина», а также «удел». Из первой поры жизни, когда все было друже-
ственно Иосифу, из «Хеврона», он теперь переходит во второй период —
«Шхем», когда огромная тяжесть взваливается ему на спину, и он при-
зван терпеливо переносить все ему посланное…
И нашел его некто блуждающим в поле, и спросил его тот человек, го-
воря: чего ты ищешь? (Быт. 37, 15)
Кто этот «некто», не сказано; судя по всему, речь даже не о человеке.
Он назван איש ‹иш› — «муж», а, как мы знаем (см. предыдущую лекцию),
так именовались и ангелы (ср. Дан. 10, 5; Зах. 2, 1–3).
«И нашел его некто блуждающим в поле…» Душа Иосифа, как и душа
каждого человека, знала гораздо больше, чем он сам; и душа его была
в сомнении, металась и не могла сразу решиться принять на себя тяже-
лую миссию, связанную с пребыванием в рабстве, в тюрьме, на чужби-
не,— юноша «блуждал в поле». И ангел обращается к Иосифу со слова-
ми, проникающими прямо в сердце: «Чего ты ищешь?» Иначе говоря,
«Чего ты хочешь от этой земной жизни, к чему ты стремишься?» И тог-
да Иосиф, вопросив самого себя, исследовав глубины своей души, отвечает:
Он сказал: я ищу братьев моих… (Быт. 37, 16)
По сути дела, за простым ответом Иосифа кроется его глубочайшее
стремление жить не ради себя, а ради своих братьев, принести им мир,
избавление и спасение. Выбор его жизни сделан: он безоговорочно согла-
сен пожертвовать собой ради своих братьев. И тогда ангел направляет его
туда, где они находятся.
И сказал тот человек: они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говори-
ли: пойдем в Дофан. И пошел Иосиф за братьями своими… (Быт. 37, 17)
Даже если слышал человек речь его братьев, как он мог узнать, что
эти люди — братья Иосифа? Ясно, что он слышал более, нежели доступно
обычному человеческому слуху.
И увидели они его издали, и прежде нежели он приблизился к ним,
стали умышлять против него, чтобы убить его.
И сказали друг другу: вот идет сновидец;
Пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и ска-
жем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов. (Быт.
37, 18–20)
Братья, ожесточенные завистью и ненавистью, бросают вызов не толь-
ко Иосифу и своему отцу, но и Самому Создателю: они намереваются ис-
пытать, исполнятся ли пророческие сны младшего брата. А вернее, хотят
в ослеплении своем сделать так, чтобы эти сны исполниться не смогли…
И они хватают Иосифа, снимают с него драгоценную разноцветную одеж-
ду и кидают его в ров. Один только Рувим хочет спасти Иосифа и возвра-
тить отцу. Именно по совету Рувима братья не убивают Иосифа, а вверга-
ют в ров живым (ст. 21–24). Но Рувим удаляется, и в этот момент Иуда
предлагает продать Иосифа проходящим мимо купцам-измаильтянам:
…Что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его?
Пойдем, продадим его измаильтянам… (Быт. 37, 26–27)
Правда, своим предложением Иуда спасает Иосифа от смерти, а брать-
ев — от смертного греха братоубийства…
Существуют две версии продажи Иосифа, и обе основываются на стихе:
…И, когда проходили купцы мадиамские, вытащили Иосифа изо рва
и продали Иосифа измаильтянам за двадцать сребреников; а они отвели
Иосифа в Египет. (Быт. 37, 28)
Кто же продал Иосифа — мадиамские купцы или его братья? Согласно
распространенному иудейскому преданию, это сделали именно мадиам-
ские купцы из проходившего мимо каравана: они услышали крики, раз-
дававшиеся из колодца, вытащили оттуда юношу и продали его другим
купцам. А те, купив столь прекрасного юного раба, отвезли его в Египет,
надеясь получить за него от какого-нибудь вельможи гораздо большую це-
ну. Братья же Иосифа в это время ели хлеб, находясь в отдалении (ст. 25–
29) и не успели поэтому ничего сделать или же не заметили, как Иосиф
был извлечен из колодца. Ожесточение их сердец прекрасно представлено
тем, что, бросив юношу в колодец, они спокойно вкушали пищу…
Непосредственным же инициатором продажи брата был Иуда (Быт.
37, 26–27). Его Иосиф не заключает в узы, но оставляет во главе братьев,
чтобы тот наконец пришел к покаянию. Цель Иосифа — привести всех
братьев в состояние полного раскаяния. Только в этом случае к ним мог-
ла возвратиться утраченная благодать Божья, и они, подобно своим отцам,
приняли бы водительство Святого Духа и стали истинными сотрудника-
ми Иосифа в просвещении Египта, в распространении истинной веры.
А как побудить человека полностью раскаяться в содеянном? Его надо
поставить на место и в положение того, кому он причинил зло, заставить
испытать те же чувства, тот же страх и те же душевные страдания…
И вот братья возвращаются к отцу и по истечении некоторого времени
снова начинают просить Иакова, чтобы он послал их в Египет за хлебом,
потому что запасы кончаются. Иаков не хочет отпускать с ними Вени-
амина: это его последняя надежда, последний сын любимой жены, память
о ней. Но Иуда, стоящий теперь во главе братьев, ручается перед отцом
за безопасность отрока:
…Я отвечаю за него, из моих рук потребуешь его; если я не приведу
его к тебе и не поставлю его пред лицом твоим, то останусь я виновным
пред тобою во все дни жизни… (Быт. 43, 9)
Братьев возглавляет именно Иуда, ибо ему суждено стать праотцем
царского рода в Израиле (Быт. 49, 10). Иуда поручился, и Вениамин был
все-таки отпущен. Иосиф, увидев его между братьями, ощущает к нему
необыкновенную любовь:
…Воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он
во внутреннюю комнату, и плакал там. (Быт. 43, 30)
И он сажает братьев вместе с собою за стол, а затем отправляет в путь
и наполняет их мешки зерном. Но тайно Иосиф велит подложить свою
драгоценную серебряную чашу в мешок Вениамину. И когда братья уже
выходят из города, Иосиф посылает царедворца догнать их и заявить,
что они отплатили его хозяину злом за добро, украв драгоценную чашу,
по которой он гадает (у египетских жрецов были специальные гадатель-
ные чаши — они найдены в пирамидах). Братья, конечно, отрицают это,
повторяя: «Мы люди честные…» Царедворец, чтобы усилить драматич-
ность ситуации, осматривает их мешки, начиная с вещей старшего и кон-
чая младшим, и находит наконец чашу в мешке Вениамина. И тогда бра-
тья раздирают одежды свои и говорят:
…Бог нашел неправду рабов твоих; вот мы рабы господину нашему, и мы,
и тот, в чьих руках нашлась чаша. (Быт. 44, 16)
Братья вновь оказываются пред лицом Иосифа и слышат его слова:
…Тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом, а вы пойдите с ми-
ром к отцу вашему. (Быт. 44, 17)
Но как могут они вернуться к отцу, которому клялись хранить Вениа-
мина, как зеницу ока?
Тогда вперед выступает Иуда — главный виновник продажи Иосифа,
головой отвечающий теперь перед отцом за Вениамина:
И подошел Иуда к нему, и сказал: господин мой, позволь рабу твоему
сказать слово в уши господина моего, и не прогневайся на раба твоего, ибо
ты то же, что фараон. (Быт. 44, 18)
И он напоминает, как «господин» спрашивал: «Есть ли у вас отец или
брат?» И как ответили братья, что у них есть престарелый отец; и как
не хотел Иаков отпускать Вениамина; и как Иуда поручился перед ним…
Теперь если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами
отрока, с душою которого связана душа его,
То он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба
твоего, отца нашего, с печалью во гроб.
‹…›
Итак, пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина мо-
его, а отрок пусть идет с братьями своими… (Быт. 44, 30–33)
Между человеческими душами бывает иногда особая мистическая
связь; есть души, составляющие некое единство,— так душа Иакова была
соединена с душами Иосифа и Вениамина. Не может Иуда пережить бед-
ствие, которое постигнет его отца при новой скорбной вести. Много лет
прошло со времени продажи Иосифа. Иуда сильно изменился, много стра-
даний перенес он за минувшие годы. Умерли два его сына и жена, на его
долю выпало много других тяжелых переживаний. Все эти события, опи-
санные в 38-й главе, последовали за продажей Иосифа и явились, конечно,
наказанием за совершëнное преступление. Недаром повествование о них
«вклинивается» в историю Иосифа… И вот теперь Иосиф достигает своей
цели: ставит Иуду в такое положение, когда он решается стать рабом
вместо Вениамина и искупает тем самым свой грех перед Иосифом. Пол-
ное раскаяние Иуды, а вместе с ним и остальных братьев, совершается…
Далее следует один из самых драматичных, самых прекрасных эпизо-
дов Книги Бытия:
Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и за-
кричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда
он открылся братьям своим.
И громко зарыдал он, и услышали египтяне, и услышал дом фараонов.
И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф, жив ли еще отец мой? Но
братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним.
(Быт. 45, 1–3)
И вот Иосиф открывает наконец своим раскаявшимся братьям вели-
кий замысел Божий, проявившийся в его и их судьбе:
…Но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня
сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жиз-
ни… (Быт. 45, 5)
Позже, после смерти отца, Иосиф скажет им о том же по-другому,
еще более решительно подчеркнув благую цель Провидения, проявляю-
щуюся даже через злые дела людей:
…Вот вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, что-
бы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей…
(Быт. 50, 20)
Теперь же Иосиф только вскользь упоминает о злом замысле братьев,
ибо они полностью раскаялись перед Богом и перед ним… Иосиф велит
им привезти Иакова к нему. Сыны Израилевы должны теперь жить в Егип-
те, дабы учить египтян Богопознанию. Но вслед за тем им предстоит пе-
режить страшное египетское рабство, о чем Бог говорил Аврааму, и ожидать избавления — исхода, который наступит через 430 лет после заклю-
чения завета с великим патриархом (Быт. 12–14; Исх. 12, 41).
Итак, история Иосифа, которого братья продали по промыслу Божь-
ему для того чтобы и самим спастись от смерти, и спасти весь Египет,
есть история о событиях, посредством которых зло, совершенное людьми,
Бог обратил в добро.
Все лекции по теологии Михаила Кожаева