1. Что изначально значило слово «этос», от которого произошло понятие этики?
А) нрав, привычки,
Б) совершенство;
В) добродетель, благое;
Г) обожествлённость.
2. Как соотносятся мораль и этика?
А) этика – область научного знания, мораль – её предмет,
Б) этика – учение о нравственности в социуме, мораль – о личной нравственности;
В) этика – древнегреческое учение о нравственности, мораль – римское;
Г) этика говорит о религиозной нравственности, мораль – о светской.
3. В чём специфика религиозной этики?
А) она требует хотя бы минимального религиозного опыта;
Б) она определяется догматическим учением той или иной религии;
В) она предполагает единство принципов вместо плюрализма светской этики;
Г) всё перечисленное.
4. Что такое аксиология?
А) раздел философского знания о ценностях,
Б) теория и методология познания;
В) наука о наказаниях за преступления в древности;
Г) сочинение Канта о совести.
5. Что из перечисленного верно в отношении этики Сократа?
А) благо тождественно удовольствиям, счастью;
Б) добродетель тождественна знанию;
В) человек знает только то, что он ничего не знает;
Г) всё верно.
6. Как Сократ называл искусство выявления истины в ходе беседы?
А) педагогика;
Б) диалектика;
В) маевтика,
Г) сайентология.
7. В чём, по Платону, онтологически укоренена человеческая душа?
А) в олимпийских богах;
Б) в мире идей,
В) в сознании человека, исчезающем после смерти тела;
Г) в космосе как средоточии Мировой Души.
8. В чём для Платона состоит моральный долг человека?
А) в преодолении чувственного начала и возделыванию разумного начала,
Б) в познании истинного учения, которое приобщит человека к нравственному совершенству;
В) в безграничном служении людям в духе абсолютного альтруизма;
Г) в научном объяснении действующих религиозных доктрин.
9. В чём ключевой момент понимания Аристотелем добродетели?
А) она представляет собой золотую середину между избытком и недостатком определённой страсти,
Б) это максимум воплощения врождённой страсти;
В) она исключает влияние страстей на нравственную жизнь человека;
Г) добродетель прививается в процессе воспитания и не меняется после юношества.
10. Как ещё характеризовал добродетель Аристотель?
А) добродетель – это обобщённый показатель человеческого характера;
Б) она является установкой, решимостью индивида действовать на основе моральных принципов;
В) она формируется на практике, как музыкант оттачивает мастерство занятиями;
Г) верно всё вышесказанное.
11. Ключевые категории конфуцианской этики — жень, ли, вэнь. Что означает «жень»?
А) человечность, гуманность,
Б) ритуал;
В) воспитанность, учёность;
Г) благородный муж.
12. Что верно в отношении благородного мужа?
А) он обязательно происходит из знатного рода;
Б) благородный муж всегда занимает высокий пост;
В) он обо всех судит ровно и предъявляет жёсткие требования лишь к самому себе,
Г) всё вышесказанное.
13. В книге Лао-цзы «О пути и добродетели» какой термин обозначает «добродетель»?
А) дао;
Б) дэ,
В) у-вэй;
Г) чжен мин.
Что означает термин «хасидут», от которого происходит название учения хасидизма?
А) верность, святость,
Б) мудрость, знание;
В) любовь, сострадание;
Г) смирение, покорность.
Что означает понятие «тиккун» в учении Баал Шем Това?
А) молитва;
Б) процесс восстановления, воссоединения божественных искр,
В) соблюдение заповедей;
Г) покаяние.
Какова основная функция моральных заповедей в хасидизме?
А) они являются самоцелью;
Б) они — средство для достижения искупления,
В) они необязательны;
Г) они только для учёных.
Как в хасидизме понимается процесс искупления?
А) как мгновенное божественное действие;
Б) как прямое следствие индивидуальных поступков;
В) как возрастание духовного процесса, запущенного моральными поступками,
Г) как результат изучения Торы.
Что в хасидизме считается путём Содома?
А) путь аскезы;
Б) путь умеренности,
В) путь молитв;
Г) путь благотворительности.
Лекции по теологии Михаила Кожаева