Послание апостола Павла к Римлянам
Следующее по времени написания послание апостола Павла после двух посланий к Коринфянам – к Римлянам.
О древности проникновения христианства в Рим говорит сам апостол Павел. Он упоминает римлян Андроника и Иунию, которые уверовали во Христа раньше, чем он сам. Непосредственно в Риме проводил свою миссию апостол Пётр. Вероятно, он перебрался в Рим сразу после чудесного освобождения из уз, то есть около 43 года . В западной церкви вообще любят называть апостола Петра первым папой римским и говорить о его неустанном пастырском труде в столице Римской империи на протяжении четверти века. Действительно, апостол Пётр служил епископом Рима вплоть до казни в 67 году. Однако не всё это время апостол Пётр оставался в Риме. В частности, когда апостол Павел писал своё послание, Петра там не было. Это следует непосредственно из послания к Римлянам.
Во-первых, апостол Павел прямо признал, что никогда не строил «на чужом основании» (Рим. XV, 20). То есть он не стал бы проповедовать в Риме, зная, что там уже ведёт свою миссию другой апостол, тем более отлично знакомый ему Пётр, с которым они вместе участвовали в Апостольском соборе 51 года. Другими словами, для апостола Павла было невозможным написать римлянам послание «в обход» их епископа, это попросту не вписывались как в принципы апостольской проповеди в целом, так и в нравственные устои апостола Павла в частности.
Во-вторых, автор книги Деяний сообщает нам, что апостол Павел был единственным апостолом во время своего приезда и проповеди в Риме. Другими словами, в моменте пребывания в столице империи и позже, в процессе написания послания, апостола Петра не было в Риме. Это подтверждается позднейшими историческими исследованиями, которые свидетельствует о периодическом, а не постоянном пребывании апостола Петра в Риме.
Более того, сегодняшняя историческая наука склонна полагать, что апостол Пётр проповедовал в Риме сравнительно короткий период времени. Впервые побывав в столице Римской империи в 43 году, он не был здесь вплоть до своих первых уз. И только после них апостол Пётр остался в Риме для проповеди христианства. Сама эта проповедь оказалась короткой, потому что вскоре он был казнён на кресте . Другими словами, длительность проповеди апостола Петра измеряется никак не четвертью века, как об этом принято считать у римо-католиков . Более того, основателями Римской кафедры следует считать не апостола Петра, а учеников апостола Павла. В послании к Римлянам он упоминает целый ряд лиц, которых хорошо знает. Все они, что следует из послания, были просвещены апостолом Павлом и сами проповедовали в Риме. Поэтому апостол и пишет, что хотел бы прийти в Рим и воочию посмотреть плоды своих учеников.
В отличие от послания к Коринфянам, которое было написано апостолом Павлом по причине разделений в местной общине, послание к Римлянам было написано по причине радости за местных христиан. Апостол Павел слышал о росте христианской общины в Риме и добрых нравах местных христиан, почему и стремился посетить их и написал по этому поводу послание. Можно сказать, апостол предварил свой личный визит посланием к Римлянам, чтобы они приготовились его встретить. Сам апостол во время написания послания находился в Коринфе, откуда собирался отправиться в Рим через Иерусалим, куда он собирался передать собранную милостыню.
В послании к Римлянам наиболее сильны христологические и сотериологические мотивы. Главная идея апостола Павла в этом послании – спасение в Господе Иисусе Христе как единственная возможность для христиан, как из иудеев, так и из язычников. Ключевым догматическим пунктом послания является возвещение апостолом Павлом, что человека спасает только живая вера в Иисуса Христа. Протестанты особенно любят это место, т.к. находят в нём основание для своего догмата о спасении только верой. Хотя апостол Павел говорит также об «искуплении во Христе Иисусе» (Рим. III, 24), что предполагает деятельное участие верующего человека в преображении в соответствии с полученным благовестием.
Причём апостол Павел подразумевает христиан и из иудеев, и из язычников. Вина иудеев определяется тем, что они не смогли должным образом принять обетования Бога о мессии, однако эти обетования исполнены Богом . И теперь, после Воплощения Слова, закон не уничтожается, а утверждается, но не в силу предписаний, а вследствие благодати Божией. В качестве подтверждения этого для христиан из иудеев апостол Павел вспоминает Авраама, который получил благодать не только формальным исполнением закона, но бесконечной верой Богу: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. IV, 3).
В этом классическом пассаже содержится учение, которое стало краеугольном в формировавшейся в I в. и позже христианской догматике: к спасению призваны все народы. Конечно, каждый из них имеет собственные специфические черты, которые, напротив, украшают общее Тело Христово, – но в Церкви нет ни эллина, ни иудея. То же самое повторяли святые отцы православия на протяжении всех последующих веков.
Все лекции по теологии Михаила Кожаева