Библеистика Нового Завета. Лекция №28

Послание апостола Павла к Римлянам

Следующее по времени написания послание апостола Павла после двух посланий к Коринфянам – к Римлянам.

О древности проникновения христианства в Рим говорит сам апостол Павел. Он упоминает римлян Андроника и Иунию, которые уверовали во Христа раньше, чем он сам. Непосредственно в Риме проводил свою миссию апостол Пётр. Вероятно, он перебрался в Рим сразу после чудесного освобождения из уз, то есть около 43 года . В западной церкви вообще любят называть апостола Петра первым папой римским и говорить о его неустанном пастырском труде в столице Римской империи на протяжении четверти века. Действительно, апостол Пётр служил епископом Рима вплоть до казни в 67 году. Однако не всё это время апостол Пётр оставался в Риме. В частности, когда апостол Павел писал своё послание, Петра там не было. Это следует непосредственно из послания к Римлянам.

Во-первых, апостол Павел прямо признал, что никогда не строил «на чужом основании» (Рим. XV, 20). То есть он не стал бы проповедовать в Риме, зная, что там уже ведёт свою миссию другой апостол, тем более отлично знакомый ему Пётр, с которым они вместе участвовали в Апостольском соборе 51 года. Другими словами, для апостола Павла было невозможным написать римлянам послание «в обход» их епископа, это попросту не вписывались как в принципы апостольской проповеди в целом, так и в нравственные устои апостола Павла в частности.

Во-вторых, автор книги Деяний сообщает нам, что апостол Павел был единственным апостолом во время своего приезда и проповеди в Риме. Другими словами, в моменте пребывания в столице империи и позже, в процессе написания послания, апостола Петра не было в Риме. Это подтверждается позднейшими историческими исследованиями, которые свидетельствует о периодическом, а не постоянном пребывании апостола Петра в Риме.

Более того, сегодняшняя историческая наука склонна полагать, что апостол Пётр проповедовал в Риме сравнительно короткий период времени. Впервые побывав в столице Римской империи в 43 году, он не был здесь вплоть до своих первых уз. И только после них апостол Пётр остался в Риме для проповеди христианства. Сама эта проповедь оказалась короткой, потому что вскоре он был казнён на кресте . Другими словами, длительность проповеди апостола Петра измеряется никак не четвертью века, как об этом принято считать у римо-католиков . Более того, основателями Римской кафедры следует считать не апостола Петра, а учеников апостола Павла. В послании к Римлянам он упоминает целый ряд лиц, которых хорошо знает. Все они, что следует из послания, были просвещены апостолом Павлом и сами проповедовали в Риме. Поэтому апостол и пишет, что хотел бы прийти в Рим и воочию посмотреть плоды своих учеников.

В отличие от послания к Коринфянам, которое было написано апостолом Павлом по причине разделений в местной общине, послание к Римлянам было написано по причине радости за местных христиан. Апостол Павел слышал о росте христианской общины в Риме и добрых нравах местных христиан, почему и стремился посетить их и написал по этому поводу послание. Можно сказать, апостол предварил свой личный визит посланием к Римлянам, чтобы они приготовились его встретить. Сам апостол во время написания послания находился в Коринфе, откуда собирался отправиться в Рим через Иерусалим, куда он собирался передать собранную милостыню.

В послании к Римлянам наиболее сильны христологические и сотериологические мотивы. Главная идея апостола Павла в этом послании – спасение в Господе Иисусе Христе как единственная возможность для христиан, как из иудеев, так и из язычников. Ключевым догматическим пунктом послания является возвещение апостолом Павлом, что человека спасает только живая вера в Иисуса Христа. Протестанты особенно любят это место, т.к. находят в нём основание для своего догмата о спасении только верой. Хотя апостол Павел говорит также об «искуплении во Христе Иисусе» (Рим. III, 24), что предполагает деятельное участие верующего человека в преображении в соответствии с полученным благовестием.

Причём апостол Павел подразумевает христиан и из иудеев, и из язычников. Вина иудеев определяется тем, что они не смогли должным образом принять обетования Бога о мессии, однако эти обетования исполнены Богом . И теперь, после Воплощения Слова, закон не уничтожается, а утверждается, но не в силу предписаний, а вследствие благодати Божией. В качестве подтверждения этого для христиан из иудеев апостол Павел вспоминает Авраама, который получил благодать не только формальным исполнением закона, но бесконечной верой Богу: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. IV, 3).

В этом классическом пассаже содержится учение, которое стало краеугольном в формировавшейся в I в. и позже христианской догматике: к спасению призваны все народы. Конечно, каждый из них имеет собственные специфические черты, которые, напротив, украшают общее Тело Христово, – но в Церкви нет ни эллина, ни иудея. То же самое повторяли святые отцы православия на протяжении всех последующих веков.

Все лекции по теологии Михаила Кожаева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *