Библеистика Нового Завета. Лекция №26

Послание апостола Павла к Галатам

Дальнейшим сочинением апостола Павла, после посланий к Фессалоникийцам, выступает послание к Галатам. Причём оно является следующим как хронологически, так и в плане изложения христологии. Написано оно было около 53 года. Галатию, область в центре Малой Азии, апостол Павел посетил во время 2-го апостольского путешествия, случившегося после Апостольского собора (Деян. XVI, 4 и далее). Как уже сам апостол Павел сообщает в своём послании, задержаться в Галатии его заставила неожиданная болезнь или недуг (Гал. IV, 13). Вследствие этого пребывание апостола оказалось более долгим, чем предполагал в начале своей проповеди галатам.

Предпосылкой написания послания к Галатам является проповедь среди обращённых в христианскую веру иудеев, которые требовали соблюдать обрезание и другие требования иудаизма. Как сообщает книга Деяний, апостол Павел узнал об этом, будучи в Эфесе (Деян. XIX, 1), и решил написать галатам послание с подробными разъяснениями на этот счёт. Причём сделал это собственноручно, чтобы избежать любых подозрений в подлинности послания, поскольку преподанное апостолом Павлом учение, очевидное, было сильно искажено в результате деятельности иудействующих.

Основное содержание послания апостола Павла к Галатам заключается в воодушевлённой проповеди самодостаточности христианства, которое после Воскресения Христова не нуждается в исполнении закона Моисеева. Свобода от ветхозаветного закона определяется апостолом как в вероучительном, так и в нравственном плане. Христос пришёл в мир как Воплотившийся Бог, Он есть исполнение закона и преодоление его, чтобы христиане составили единую Церковь на основе любви и служения друг другу.

В послании к Галатам христологические вопросы раскрываются в том числе в результате того, что Павел подчёркивает своё апостольское достоинство как избранного не людьми, но Иисусом Христом (Гал. I, 1). Видимо, иудействующие настолько успешно вели свою проповедь, что подвергли сомнению даже статус Павла как апостола . Указывая Богоизбранный характер своего призвания и служения, автор послания к Галатам использует формулировку «от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа». В данном случае апостол Павел стремится подчеркнуть жертву Христа, Который отдал Себя во искупление человеческих грехов, желая избавить людей от лукавого века (Гал. I, 4).

Таким образом, христология и тринитарное богословие связаны для апостола Павел как бы в единый узел. Иисус Христос – Второе Лицо Пресвятой Троицы, Бог Сын, распятый и воскресший нашего ради спасения, истинный Бог, воплотившийся ради искупления последствий первородного греха. После Боговоплощения, подчёркивает апостол Павел в послании к Галатам, для христиан теперь больше не должен довлеть закон Моисеев, его значение прошло, осталось в Ветхом Завете. Сам апостол Павел, выросший в иудейской среде, был обрезан. Но, будучи апостолом языком, он общался с большим числом не-иудеев, которые задавались вопросом: нужно ли соблюдать закон Моисеев после принятия христианства?

Ответ, разумеется, был отрицательным, поскольку Христос преодолел ветхозаветные заповеди. Значение закона Моисеева оказалось преходящим, а его исполнение было отменено благовестием Христовым. Так, один из ближайших учеников апостола Павла, Тит, был крещён в христианство без обрезания. И это не было выбором Тита или решением апостола Павла: обрезать крещаемого или нет. Нет, теперь обрезание перестало быть обязательным. Поэтому и христиан, которые до этого были язычниками, не только нельзя заставлять обрезаться, но и решительно нельзя этого допускать.

В то же время в истории раннехристианской церкви имело место распределение апостольских миссий. Одни апостолы остались в Иерусалиме и Палестине, другие отправились на восток, третьи – в Египет и т.д. Такое разделение упоминает апостол Павел в послании к Галатам. Святитель Иоанн Златоуст в своём толковании как бы реконструирует, как сложилось такое распределение: «В деле проповеди, говорит святой Павел, мы разделили между собой всю вселенную; и я взял язычников, а они (другие апостолы) иудеев, потому что так угодно было Богу».

Святитель Феофан Затворник в своём толковании на послание к Галатам обратил внимание на формулировку апостола Павла «от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа»: «Очевидно непосредственное Господом избрание святого Павла в Апостола языков. Но как он избран Богом Отцом? поскольку избран Господом, то избран и Отцом; ибо действия Отца и Сына нераздельны. Лица Пресвятой Троицы раздельны лично, но нераздельны естеством, действиями и хотениями. Господь же Иисус Христос есть Бог Сын воплотившийся. Посему действия Его суть и действия Отца… Святой Павел, введенный в созерцание тайн Божиих, ясно видел в избрании его к Апостольству Господом Иисусом Христом, Сыном Божиим, избрание и Богом Отцом; почему и выразил то в слове».

Однако важно помнить, что книга Деяний однозначно указывает на факт избрания апостола Павла не только Отцом и Сыном, но и Духом Святым. Конкретно в послании к Галатам апостол стремился подчеркнуть своё апостольское достоинство, восстановить его в глазах читателей, поэтому и сделал акцент на избрании Богом-Отцом и Сыном. Но это не означает отрицание избрание Духом Святым, просто не упомянутое в данном случае. Феофан Затворник раскрыл контекст сказанного апостолом Павлом и дополнил его мысль: «И всё в Церкви Божией от Бога Отца во Святом Духе о Господе Иисусе» . Очевидно, что именно это и имел в виду апостол, так как он неоднократно подчёркивал роль Духа Святого в духовной жизни христиан. В данном же случае он стремился подчеркнуть, что был избран к апостольству Господом Иисусом Христом, а следовательно – и Богом Отцом.

Все лекции по теологии Михаила Кожаева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *