А знаете ли вы, что музыкант британской прогрессив-рок-группы King Crimson участвовал в записи альбома «Соль» (2014).
Да, прошли те времена, когда участники «Аквариума» могли только мечтать услышать вживую, а тем более – сыграть с музыкантами мирового уровня. В конце 80-х Гребенщиков встретился со своим кумиром Дэвидом Боуи, в 90-е записывался вместе с рок-гигантами по обе стороны Атлантики, в 2000-х уже самого БГ начали перепевать звёзды, как, например, Марк Алмонд, исполнивший «Государыню» на английском. В «десятые» годы вроде бы всем стало понятно, что «Аквариум» – величина мировая, с учётом того, что Брайан Финнеган и Лиам Брэдли стали играть в коллективе на постоянной основе. А в записи группы продолжили участвовать музыканты, которые сегодня считаются классиками мирового рока.
В записи альбома «Соль» приняли участие Пол Стейси из “Oasis”, Джереми Стейси из команды Ноэля Галлахера, Ричард Томпсон и даже сам Иэн Андерсон из “Jethro Tull”! А ещё – добрая дюжина зарубежных музыкантов, про которых в России мало кто знает. Не на слуху и имя Мела Коллинза, который исполнил партию бас-кларнета в песне «Ветка», и Борис Гребенщиков высказался об этом как об удивительной удаче.
Саксофонист Мел Коллинз в 70-е сделал абсолютно узнаваемым музыкальный стиль группы “King Crimson” — яркого представителя британского прогрессивного рока. Для любителей необычной музыки это не просто знаковое имя – это магическая формула потаённых ритмов вселенной. По уровню музыкальной мысли, технике, неадекватности звучания и желанию иногда пробить головой стену с “King Crimson” могут сравниться только братья Шульманы из “Gentle Giant”. Юноша бледный со взором горящим, вот твоя музыка, которую ты так долго искал! Только будьте осторожнее, ведь “King Crimson” – это английский синоним арабского выражения «Бил Сабаб», за которым скрывается не кто иной, как Вельзевул…
На русский название “King Crimson” проще всего перевести как «король червей», в игральном смысле, то есть король червонной масти. Однако эпитет “crimson” имеет также значение «алый» или «багровый», что в связке с демонической личностью придаёт выражению несколько иной, устрашающий окрас.
Британская группа “King Crimson” была основана в 1968 году гитаристом Робертом Фриппом и барабанщиком Майклом Джайлзом. Вскоре к ним присоединились клавишник и духовик Иэн Макдональд, гитарист Грег Лейк и поэт Питер Синфилд, который и дал коллективу угрожающее название. Спустя всего полгода “King Crimson” уже выступали на одной сцене с “The Rolling Stones”, а в октябре 1969 года выпустили первый альбом “In The Court Of The Crimson King” – «На дворе багрового короля».
Дебютная пластинка во всеуслышание заявила о “King Crimson” как о новых законодателях моды прогрессивного рока. Глубина музыки и виртуозная техника исполнения не просто поставили группу в один ряд с именитыми коллективами эпохи – подняли планку на невероятную высоту. Многих академических музыкантов вещи “King Crimson” поставили в тупик. Метрическая усложнённость, полиметрия и полиритмия, смещающиеся гармонические планы, оригинальные гитарные риффы. А ещё прибавьте к этому загадочные тексты, многоголосное пение, тяготение к джазу и десятиминутные импровизации – и группа предстанет как математическая профессура на рок-сцене.
“King Crimson” выпустили 14 студийных альбомов, последний – в 2003 году. Однако в составе, как они сами назвали такой формат, «двойного квартета» 8 музыкантов группы продолжили гастролировать и давать концерты по всему миру, в том числе в России. В 2008-м “King Crimson Project” выступили в Казани и Москве.
В 2019-м группа дала большой тур в честь 50-летия коллектива. В 2020-м от рака скончался клавишник Билл Рифлин, и «Багровый король» стал септетом. А Мел Коллинз продолжает играть на саксофоне, флейте и меллотроне, иногда выбирая время, чтобы записаться с «Аквариумом» и группой с символическим названием «21st Century Schizoid Band».