Этика и аксиология в религии. Лекция 11

Нравственное учение ислама

Мухаммед (570-632 гг.) – основатель мусульманской религии и цивилизации. Жизнь Мухаммеда интересна сама по себе. В этой жизни на передний план выходит пророческая миссия Мухаммеда. Здесь много общего с Моисеем. Различие видится прежде всего в том, что Мухаммеду приходилось преодолевать в своей миссии большое сопротивление своего народа и собирать арабов, не имевших единой религии, под знаменем ислама, используя для этого все возможные средства – вплоть до огня и меча. Моисей же, за исключением редких случаев, одним из которых было его сорокадневное пребывание на горе Синае, выступает как вождь и водитель еврейского племени, опекающий и защищающий его главным образом от внешних врагов. Идея составить жизнеописание Мухаммеда занимала Л.Н. Толстого и В.С. Соловьева. Последний осуществил этот замысел в виде небольшой работы.

Заметим здесь же, что обстоятельства жизни Мухаммеда достаточно мало повлияли на его учение. Хотя, безусловно, его рождение в Мекке, в городе, где находился древний храм Кааба, по преданию построенный Авраамом, встречи с иудеями и христианами отразились в этом учении. Но главные принципы учения ислама едва ли можно вывести из культурно-исторического контекста жизни Мухаммеда. Они берутся как бы ниоткуда, и это должно нам напоминать: Мухаммед – пророк Аллаха, транслирующий людям его волю, данную в откровении. Именно Аллах – источник учения ислама.

Священное писание мусульман – «Коран». Эта книга, по убеждению мусульман, со-держит слова Аллаха, переданные людям через пророка Мухаммеда. Суть откровения Мухаммеда состояла в том, что миром правит Бог, и этот Бог един. Заметим, что прежние верования арабов были по преимуществу языческими, многобожескими. Единство Бога выступает как гарантия гармонии мира. Единству Бога должно соответствовать и единство веры. В этой связи характерно, что Мухаммед нередко апеллирует к Аврааму, прародителю евреев и арабов, а не к его сыну от служанки Агари Измаилу – родоначальнику арабских племен. В Аврааме Мухаммеда привлекает то, что он не был ни иудеем, ни христианином, его вера существовала до возникших позже различий.

Для учения ислама характерны две черты, сказывающиеся на его этической системе. Во-первых, это последовательная вера в предопределение. Человек в исламе, по существу, не является хозяином своей судьбы, а всецело подчинен воле Аллаха. Во-вторых, в исламе большое место занимает учение о загробном воздаянии. Добрым, праведным, сражающимся за веру, согласно Корану, уготовано место в раю «где внизу текут реки», полном чувственных наслаждений. Злым, неправедным одна дорога – в ад.

Для ислама характерно особое понимание веры. Это не просто особый настрой души, что так или иначе допускается, например, в христианстве. Это определенный образ жизни, не допускающий (немотивированных) отступлений. Вера для мусульманина состоит в том, чтобы знать, что хочет от тебя Бог, и вести себя соответственно этим требованиям.
Основой веры и, соответственно, жизни мусульманина являются так называемые пять столпов ислама.

1. Исповедание веры, которое заключается в краткой молитвенной формуле: Аллах един, а Мухаммед является его посланником.

2. Обязательная молитва – намаз. Порядок молитвы строго регламентирован – это ежедневная пятикратная молитва и полуденная пятничная молитва в мечети.

3. Обязательный пост в месяц Рамадан, в который Мухаммеду было ниспослано первое откровение. Рамадан – девятый месяц года по лунному календарю, которого придерживаются мусульмане.

4. Обязательная милостыня – закят. Закят представляет собой регулярный, пропорциональный доходу (около 2-3%) взнос в пользу неимущих. Кроме этого предусмотрена добровольная милостыня в любом объеме – садака. Это, по-видимому, наиболее насыщенный в нравственном отношении принцип ислама. (Пример со строительством мечетей в Средней Азии).

5. Обязательное паломничество к мусульманским святыням – в Мекку и Медину. Оно называется хадж.
Коран-главная св. книга мусулбман. Несотворен.

Сунна — священное предание ислама, изложенное в рассказах (хадисах) о поступках и изречениях Муххамеда.
Фикх — традиция законоведенья на основе Корана и сунны.
Шариат-свод норм права, религии и морали с 11-12вв.

Особенности мусульманской этики

Ученые отмечают, что единой целостной концепции мусульманской этики (в специфически новоевропейском понимании этой проблемы) к настоящему времени не сложилось.

В классической араб. культуре наблюдается обилие жанров литератур и даже теоретических дисциплин, очевидно связанных с морально-этической проблематикой, и соответствующее обилие терминов, обозначающих каждый какую-то часть проблематики, к-рую принято считать этической, но среди к-рых именно в силу этого ни один не соотносится прямо и непосредственно с собственно этикой в европейском ее понимании. Поэтому при попытке установить содержание понятия «этика» применительно к классической арабо-мусульманской цивилизации возникает либо опасность его зауживания до рамок соответствия античным прототипам, либо такого его расширения, когда оно вмещает все, что так или иначе может быть отнесено к данной области, без всякой надежды на обнаружение единства.

Предметная область мусульманской этики рассматривается как заданная неразрывной связанностью двух категорий: «действие» и «намерение». Классификацией поступков (Фил) и определением их характера занимается и фикх. Вместе с тем поступок не составляет исключительную предметную область и для фикха, поскольку существуют поступки, не представляющие для него интереса, а с другой стороны, весьма существенная часть проблематики фикха не связана непосредственно с поступками.

Таким образом, этические теории не могут быть жестко отграничены от религиозно-правовых по критерию той области поступков, которые они регулируют, а также с т.з. применяемых в них классификаций поступков, выражаемых в вынесении суждений.

Тем не менее самостоятельность мусульманской этики как сферы теоретического знания заключается в том, что именно этика рассматривает поступок всегда и только вкупе с намерением совершающего его человека, распространяя свое рассмотрение на все случаи поступков, для которых может быть определено их намерение; а категории «поступок» и «намерение» определяются только в их непосредственной взаимосвязи, равно как и само понятие «суждение». Естественным следствием этого является тот факт, что нравственная оценка дается не поступку как таковому И не намерению как таковому, но только их взаимной сопряженности. Т.о., можно сказать, что сутью этических теорий в исламе оказывается рассмотрение смысловой структуры «поступок — намерение» и вынесение этического суждения относительно этой структуры.

Сквозная тема этических трактатов в исламе – связь намерения и действия. Именно в контексте этой связи рассматриваются и все прочие этические понятия. Рассуждение о том, хорошим или дурным окажется тот или иной поступок, непременно принимают во внимание не только действие, но и движущее намерение, и только в их соотнесении такой вопрос может быть решен.

Примером может служить рассуждение о скверности лжи: коль скоро даже ложь «во спасение» осуждается, то тем более в мусульманской этики осуждается ложь с другим, менее извинимым намерением, так что осуждению подлежит не ложь как таковая, а ложь в связи с намерением, и в зависимости от намерения сила осуждения может варьироваться.

Именно так поступает, напр., ал-Газали в «Воскрешении наук о вере», когда рассматривает вопросе том, допустимо ли давать другим знать о своих недомоганиях или их следует скрывать. Ал-Газали считает, что имеются три правильных намерения, к-рые дела-ют обнародование болезни допустимым: 1) если человек открывает свою болезнь врачу ради излечения, 2) если наставник открывает ее своему ученику и питомцу в воспитательных целях, чтобы научить его долготерпению и благодарности Богу даже в болезни, и 3) если он делает это, чтобы показать свою слабость и нужду в Боге; правда, последнее намерение будет правильным только для тех, кого никто не сочтет слабым. В иных случаях намерение будет неправильным, поскольку окажется жалобой на судьбу, т.е. недовольством божественным предопределением. При этом правильность и неправильность намерения определяются интуитивно.

Акцент на неразрывной сопряженности действия и намерения в мусульманской этике является не просто ее специфической чертой, но и проявлением более общего положения о неразрывности действии и знания. В целом, согласно исламской традиции совмещение внутреннего и внешнего позволяет достичь искомой полноты осмысления.

Итак, предметом мусульманской этики можно считать вынесение суждения о хорошем или дурном характере того или иного поступка в неразрывной связи с вызвавшим его намерением. Такая оценка производится не на основе соизмерения со шкалой блага, понятие к-рой служило бы абсолютным критерием оценки, а на основе соотнесения с зафиксированными случаями конкретных приказаний-запретов.

Моральный императив и понятие добродетели. Такому пониманию совершенства соответствует и «мягкость» понимания морального императива в мусульманской этике. Императив не является абсолютным в том смысле, что он, во-первых, может быть адресован не отдельному человеку, а всей умме или, в зависимости от конкретного случая, меньшему сообществу мусульман, и во-вторых, должен исполняться не безусловно. Хотя мусульманская этика не предполагает достижение максимальной добродетели, это не значит, что она не рассматривает одни качества как превосходящие другие. Напротив, арабо-исламскими авторами были разработаны разнообразные теории «превосходства» (фадл, тафадул). Одни качества и душевные состояния могут превосходить другие в зависимости от того, как именно под их влиянием формируется намерение — действие.

Понятие «вина», «грех» в мусульманской этики связаны прежде всего с «нарушением должного» и «невыполнением обязательного», а не с причастностью «злу» как таковому. Такому пониманию способствует и отсутствие в исламском вероучении какого-либо упоминания о первородном грехе и соответствующее непризнание врожденной греховности человеческой природы.

В практическом плане значительно большее влияние, чем приведенные выше концептуальные построения, на жизнь мусульманина оказывает слово Корана.

Коран как источник нравственной доктрины ислама также характеризуется тем, что он не дает концентрированного изложения нравственных принципов, подобного Декалогу или Нагорной проповеди Христа. Можно сказать, что Коран не дает специальной моральной доктрины. Этика как бы растворилась в его мировоззрении: в теоретической части она совпадает с теологией, а в нормативной – с правом. В то же время нельзя сказать, что в Коране отсутствует определенная моральная программа.
Коран в этическом плане продолжает традиции иудаизма и христианства, усваивая основные этические принципы Торы и Евангелия. Но нравственные нормы в Коране слиты с другими регулятивами – с религиозным ритуалом, обычаем, правом. В Коране есть конкретные требования и предписания – относительно молитвы, брака, повседневной жизни, и т.д., но они нигде не обобщаются и не сводятся в некий кодекс норм.

Итак, в отличие от христианско-европейской этики, которую можно назвать этикой общих принципов, мусульманская этика есть этика конкретных норм.

Мусульманская этика исходит из достаточно приземленного, но зато более цельного образа человека, который вполне понимает и – самое главное – принимает ограниченность своих человеческих возможностей. Коран дает детализированную программу жизни индивидов, которая служит не только руководством к действию, но и догмой. Она является руководством к действию именно в качестве догмы. Перспективу, задаваемую мусульманской этикой, нельзя назвать сверхчеловеческой, она не требует от человека раздвоенности, разрыва между бытием и долженствованием. В сущности, следование Корану весьма нелегко. Но в исламе мораль, сфера моральных идеалов не отделена от реальности непреодолимой пропастью. И Мухаммед вряд ли мог бы повторить слова Иисуса о том, что его царство – не от мира сего.

Тестовые задания по лекции

В чём заключается грех или вина согласно мусульманской этике?
А) в принадлежности человека злу как таковому;
Б) в нарушении предписанного Кораном,
В) в факте плохого помысла, даже если за ним не последовало никакого поступка;
Г) в общении с немусульманами.

Какой главный критерий морального поведения в исламе?
А) соответствие шариату во всех деталях;
Б) оценка со стороны старейшин;
В) польза для мусульманской общины — уммы;
Г) акцент на неразрывной сопряжённости намерения и действия.

Все лекции по теологии Михаила Кожаева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *