«Бедность не порок, нищета порок». Этот афоризм Фёдора Михайловича известен своей обнажающей правдивостью. Достоевский происходил из дворянского рода, но богат отнюдь не был. Ещё при жизни Фёдор Михайлович стал известным и востребованным писателем, однако это не принесло ему ни богатства, ни какого бы то ни было состояния. Во многом нужда заставляла Достоевского работать каторжно. Широко известен эпизод, когда кабальные условия издателя Стелловского принудили писателя сотворить роман «Игрок» всего за 26 дней. (Однако этот же эпизод свёл Фёдора Михайловича с его будущей супругой – Анной Григорьевной Сниткиной, которой он сделает предложение спустя месяц после их первой встречи).
Идея накопления капитала, богатства – будь то азартная игра или систематический труд – часто всплывает в самых разных произведениях Достоевского. Главный герой романа «Подросток» и вовсе заявляет: «Моя идея – это стать Ротшильдом… стать так же богатым, как Ротшильд; не просто богатым, а именно как Ротшильд… Дело очень простое, вся тайна в двух словах: упорство и непрерывность» (9, 292, 293). И рассказывает о сообщениях в газетах про нищих, у которых были спрятаны в одеждах три и пять тысяч рублей. Так что идея накопления и приобретения баснословного богатства владела умом Версилова-младшего, как, пожалуй, и самого писателя.
Лично познав нужду, Достоевский отобразил многочисленные психологические портреты «бедных людей» в своих произведениях. При этом Фёдор Михайлович предельно конкретен в описаниях денежных сумм. Он всегда точно указывает, сколько герои берут в долг, тратят на еду и одежду. И так же детально описывает роскошь – сколько стоит пальто или рысак Аркадия Долгорукого в «Подростке», сколько Рогожин приносит Настасье Филипповне, а та бросает в камин в «Идиоте». Фёдор Михайлович зарабатывал на жизнь исключительно трудом писателя и знал цену деньгам. До конца дней он пребывал в нужде, которая сильно повлияла на его характер и даже, возможно, на здоровье. Неслучайно кочующая из романа в роман «ротшильдовская идея» заставляла самого Достоевского играть и восхищаться парадоксальной чертой рулетки дважды выпадать на зеро. Правда, самому писателю азартный порок никак не помог.