В конце книги – а ведь это не роман, а претендующее на научность эссе – принято подводить итоги исследования. Если сводить настоящие очерки к ключевым тезисам, то их наберётся не так уж и много:
- Представление о Достоевском у каждого своё, сложившееся, как правило, ещё в школе. При этом в большинстве случаев – штамповое, выстроенное на стереотипах. Непредвзятое чтение произведений Фёдора Михайловича позволяет сделать более взвешенную оценку. И утверждение, что Достоевский – классик, оказывается даже не истинным, а живым только тогда, когда в тебе самом происходит со-участное осознание этого.
- Достоевский – мастер сюжета. Причём этот талант проявился ещё в ранних произведениях писателя, например, в «Неточке Незвановой», в середине которой уже не помнишь, что было в начале. В этом смысле сочинения Фёдора Михайловича можно сравнить с ирландскими инструментальными композициями, в которых обязательно присутствует две или три совершенно различные части, составляющие тем не менее единое целое.
- Достоевский – очень мощный сатирик и юморист. Он вовсе не хуже Гоголя и Салтыкова-Щедрина, а «Дядюшкин сон» – одна из величайших комедий во всей русской литературе. Рассказ о трёх дамах и вовсе – едва ли не лучший русский анекдот XIX века. Влияние Достоевского чувствуется и в трудах более поздних авторов. Сологубовский «Мелкий бес» и «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева – в них отчётливо чувствуются мотивы Фалалея из «Села Степанчикова и его обитателей» и персонажей других произведений классика.
- Более того, я не побоюсь сказать, что Достоевский – как новый Пушкин. Достаточно вспомнить концовку того же «Дядюшкиного сна». А в области философии Фёдор Михайлович чётко указывает в своей «Речи о Пушкине» те мотивы, которые помогли ему преемственно сформулировать «русскую идею» как всечеловечества, как объединения всех людей без национальных отличий.
- Все мы считаем Достоевского титаном, колоссом. Тем интереснее наблюдать его рост, развитие как мастера слова, читая произведения от самых ранних и далее. Многого попросту не ожидаешь от Фёдора Михайловича, поскольку мало знаешь его и о нём, или не знаешь ничего вовсе.
- Если ты упражняешься в изящной словесности сам, то чтение Достоевского прибавляет личного велеречия. Интересно, что уже после двух-трёх десятков страниц разгорается желание с кем-нибудь поговорить, хоть с самим собой, если никого нет поблизости. Само же по себе чтение произведений классика невероятно затягивает, что позволяет сформулировать очень простой тезис: Достоевский крут!
- Достоевский – как штамм, в хорошем смысле этого уподобления: ты читаешь произведения Фёдора Михайловича, а они в тебе рождают десятки новых идей.
- Концовка романа Фёдора Михайловича – словно финал настоящего праздника. Впервые ощущение неподдельного праздника, яркого, как фестиваль, посетило меня на «Игроке», который и создал атмосферу особого воодушевления. Тем, конечно, печальнее было прощаться, особенно в конце одиннадцатого тома, когда я вдруг понял, что большое приключение по произведениям Достоевского подходит к концу. И тем радостнее было ощущение, что ничто не умирает и не исчезает. Выше я замечал об «акунинском стиле» «Братьев Карамазовых»: «гнушайся лжи, это раз» и т. д. Разумеется, подобная фривольность объяснялась лишь одним: радостью от того, что Достоевский продолжает жить. В частности, в Акунине. Но и во многих других писателях, которые учатся у Фёдора Михайловича и отдают своими произведениями дань великому писателю. Вот это, по-моему, и называется жизнью.
Но, конечно, подведение итогов не должно сводиться к набору тезисов. Главный итог всегда окажется неуловим, поскольку живая связь с деятелем минувшей эпохи в любом случае ощущается от сердца к сердцу и транспонировать её словами – занятие во многом суетное. Для меня одним из важнейших откровений явилось то, что жизнь не имеет прошлого. Это находясь в нынешних телах, мы можем двигаться лишь в одном направлении, которое называем «будущим», оставляя прожитое в безвозвратно ушедшем. Но как знать – может быть, после смерти мы сможем передвигаться в любом направлении, как сегодня можем поехать на север и вернуться на юг. Кроме времени, нас ничего не разделяет. Да и время – не столь уж существенно. Оно в любую эпоху – кардинально иное, новое!
В «Братьях Карамазовых» отлично отражено ощущение этой новизны. Каждое поколение мы ощущаем невероятные, революционные изменения, которые – вот они, при дверях. А мир всё прежний, сколько бы поколений ни утекло прочь. «Не торопись, Алёша: ты торопишься и беспокоишься. Теперь спешить нечего. Теперь мир на новую улицу вышел» (11, 125). Как это потрясающе сказано: «Теперь мир на новую улицу вышел»! Что отразил в этих словах Достоевский – настроения молодёжи, которые он ощутил, уловил, когда работал над своим последним романом? Или эта характеристика касается возраста и особого жизненного этапа, в котором находился писатель и который, быть может, затрагивает многих людей на пороге шестидесяти?
Не знаю правильного ответа. Только у меня ощущение, что мир постоянно на новую улицу выходит. Не я же первый, кто читал Достоевского! И через сто лет будут его читать, восхищаться и открывать для себя, как Колумб открывал Америку. Должно быть, таких людей и причисляют к классикам, потому что представители каждого нового поколения признают их таковыми именно для себя. Достоевский из серовского портрета в школьном учебнике переходит в живого родственника, с которым ты можешь общаться, разговаривать, делиться наблюдениями. И я уверен, что связь эта не вымышленная и не односторонняя.
В раздел Живой Достоевский