Автобренды: Mercedes-Benz

В прошлой статье «Автоответчика» речь шла об игре «5 шагов до Гитлера». Основным ключом к успеху в этом развлечении является богатый ассоциативный ряд и возможность оценить, через какое явление, событие или личность можно выйти на фюрера. Что касается предрассудков и штампов, то вспоминается шутка из юмориона Гарика Харламова «Дедушка служил в SS, а у внука Mercedes». Вот я и подумал: давно уже не было в блоге статьи из цикла «Автобренды». И Mercedes-Benz – благодатная тема, чтобы возобновить серию статей про автомобильные марки.

mercedes-benz-yellow

 

Ореол «Мерседес»

Однажды мне довелось услышать в свой адрес критику раздела «Автобренды». Вот, мол, статьи про Audi, или BMW, или Volkswagen – ну и что? Какой смысл в том, чтобы переписать уже известные сведения? Действительно, ведь читателю что за дело, если автор постигает мир путём некоего собственного видения и его писательского отображения. Но в чём может быть более общая актуальность исследований в автомобильной тематике?

Кажется, достойным объектом изучения может стать анализ стереотипов, связанных с теми или иными автомобильными марками. Не секрет, что тот же Mercedes – машина не только дорогая как таковая, но ещё и требующая немалых затрат на содержание и ремонт. С экономической точки зрения логичнее купить машину попроще, менее эксклюзивную. Но в том-то и дело, что одной экономикой отнюдь не определяется «логика» приобретения и вождения «Мерседеса». Здесь есть сильный мотив статуса. Владелец «Мерседеса» не только подчёркивает собственное благосостояние, но и демонстрирует вкус, ради которого можно жертвовать многим.

Другими словами, автомобиль – это одно, а его восприятие массовым сознанием или отдельными группами людей – совсем другое. Даже меня не миновала чаша восприятия марки через призму особого ореола, результатом чего стала ода «Мерседес»:

Даже знатные княгини

Не садились в «Ламборгини» –

В «Мерседес», только в «Мерседес»!

Итак, актуализация автобрендов видится мне, помимо раскрытия основных вех их развития, в исследовании романтизированного восприятия тех или иных марок владельцами или поклонниками оных. И в случае «Мерседеса» мы обнаруживаем самую благодатную почву для подобного изучения. Ведь романтика «Мерседеса» изначально определяется женским началом, и даже не одним, а двумя! Впрочем, обо всём по порядку.

 

Три мужских фамилии и одно женское имя

«За качество отвечаю именем!» – это правило в делах действует неукоснительно, хотя под «именем» в данном случае понимается фамилия. Автопром в данном случае не исключение. Все мы привыкли, что Майбах, Даймлер, Бенц – названия автомобильных концернов. Но всё это – фамилии немецких инженеров и изобретателей, благодаря которым современный мир пользуется автомобилями в привычных нам конструкциях и виде. Именно они сформулировали принципы, каким должен быть автомобиль, и воплотили их в жизнь.

Бенц - Даймлер - Майбах

История первого «Мерседеса» – а в этом случае равнозначным будет выражение «история первого автомобиля», поскольку им и был «Мерседес» – уходит корнями в 1880-е годы. Датой рождения автомобиля считается 29 января 1886 года, когда Карл Бенц запатентовал в Берлине первое в мире авто с двигателем внутреннего сгорания. Но этому событию предшествовали долгие годы разработок. Параллельно с Бенцом на ниве автомобилестроения трудился Готтлиб Даймлер, который сконструировал и собрал одиночный цилиндр для установки в самодвижущуюся карету. В работе над данным проектом ему помогал Вильгельм Майбах.

Первый автомобиль Бенца

Вот и прозвучали три фамилии мужчин, чьими стараниями появился автомобиль в привычном нам понимании. Но имя Мерседесу даст женщина. И женщина совершит первый автопробег. Поэтому в таком, казалось бы, исключительно мужском предприятии, как автомобилестроение, первую роль сыграла прекрасная половина человечества.

Berta BenzВ то время как Карл Бенц работал над совершенствованием конструкции самоходных экипажей и двигателя, супруга инженера, Берта Бенц, решила испытать автомобиль на практике. В 1888 году она совершила первое в истории автопутешествие на расстояние в 80 километров из Манхайма в Пфорцхайм. Интересно, что топливо для переезда Берта закупила в аптеке, а о своей инициативе мужу даже не намекнула. Так что об успешном испытании его транспортного средства Карл Бенц узнал из телеграммы, отправленной Бертой уже из пункта назначения. В числе прочего польза от такого дерзкого путешествия заключалась в том, что инженер, по совету жены, ввёл низкую передачу для преодоления холмов.

Готтлиб Даймлер в 1880 – 1890-е экспериментировал с конструированием не только автомобилей, но также и дирижаблей. Вместе с Вильгельмом Майбахом они запатентовали двигатель с V-образным расположением цилиндров и подготовили 4-ступенчатую коробку переключения передач. История так бы и не узнала марки «Мерседес», если бы в 1897 году разработками Даймлера не заинтересовался австрийский бизнесмен Эмиль Еллинек. Он заказал и реализовал с прибылью 5 автомобилей Даймлера, а к концу XIX века решил вложиться в автодело и завладел монополией на продажу изделий немецкого инженера в Австро-Венгрии, Франции и Бельгии. В свою очередь финансовая независимость и щедрые дотации Еллинека позволили Даймлеру сделать ещё более быстрые и мощные автомобили. В итоге в 1901 году была продана первая машина, названная в честь 10-летней дочери Еллинека – Мерседес. Так появилась самая легендарная машина в мире.

Мерседес Еллинек

Мерседес Еллинек собственной персоной

Готтлиб Даймлер производил двигатели не только для машин, но также для судов и самолётов. Это дало основание в 1909 году предложить логотип в виде трёхлучевой звезды, которая символизировала успехи «Мерседеса» на суше, в воде и в воздухе.

Mercedes-Benz логотип

 

Рождение Mercedes-Benz

Любая автомобильная энциклопедия расскажет, что годом появления концерна Mercedes-Benz является 1926-й. Чем же до этого занимались компании Бенца и Даймлера, который увековечил имя юной красавицы Мерседес?

В 1893 году с конвейера сошла модель Benz Victoria, спустя два года покорившая Европу под именем Velo. Тогда же Бенц выпустил первый автобус, а Даймлер – первый грузовик. Начало XX века ознаменовалось для Готтлиба Даймлера появлением моделей Sphinx и 35HP, в названии которой отображена мощность двигателя. Автомобиль обладал широкой колёсной базой, низким центром тяжести и наклонной рулевой колонкой. Дизайн «Мерседеса» разрабатывал лично Вильгельм Майбах. Интересно, что конструктором «Мерседеса» успел побыть легендарный Фердинанд Порше.

mercedes-benz-35hp

После Первой мировой войны Даймлер и Бенц решили прекратить конкурировать друг с другом, а напротив – объединиться для создания машин бескомпромиссного качества. Союз произошёл в 1924 году, а спустя два слияние компаний привело к появлению на свет концерна Daimler-Benz AG. Успех образованного товарищества оказался оглушительным. В 1930-е годы автомобилями Mercedes пользовались Папа Римский Пий XI (модель Nürburg) и рейхсфюрер Адольф Гитлер (Großer Mercedes).

mercedes-benz-grosser

В отличие от иных автомобильных марок Mercedes-Benz быстро восстановился после Второй Мировой войны. Даже с учётом того, что главные цеха в Штутгарте были практически полностью разрушены в ходе авиабомбардировок.  Уже в 1947 году появилась модель, в названии которой закрепили не мощность, как раньше, а объём двигателя, уменьшенный десятикратно. Mercedes-Benz 170 имел 4-цилиндровый двигатель объёмом 1767 куб. см и мощностью 52 лошадиные силы.

Интересно, что, если бы принятая теперь система обозначений действовала и в начале XX века, то трёх цифр могло не хватить даже при десятикратном уменьшении объёма двигателя, ведь он едва не превысил отметку в 10 литров! Правда, этого не произошло, и наибольший объём двигателя «Мерседес» застыл на отметке 9,575 литра. При современных технологиях мотор такого объёма с лёгкостью выдавал бы тысячи полторы лошадиных сил. Но даже этот показатель не стал бы для «Мерседеса» рекордным. Ещё до слияния компаний Карл Бенц выпустил гоночный автомобиль Blitzen Benz, который выдавал 2000 л. с. Если вам интересно, каким же объёмом обладал этот монстр, вот ответ: 21594 куб. см. Офисные кулеры для воды меньше!

Bob-Burman-record-attempt-Indianapolis-1911-at-the-wheel-of-the-Blitzen-Benz-900x424

Но настоящим послевоенным прорывом стала непререкаемая легенда – лимузин Mercedes 300 (кузов W186) с 3-литровым двигателем мощностью 115 л. с. Новой изюминкой марки стали легендарные «крылья чайки» модели 300 SL Coupe. На этот раз прямой впуск позволил повысить мощность до 215 л. с., а скорость – до 250 км/ч.

mercedes-benz-S300-W186

В «Мерседес» не оставляли борьбу и за гоночный престиж. В 1950-е годы на Mercedes-Benz W196, построенном конструкторами авиадвигателей знаменитых истребителей Messerschmitt, аргентинец Хуан-Мануэль Фанхио дважды выигрывал чемпионат Формулы-1 (1954 и 1955 годы). Однако активное развитие гоночных болидов Mercedes-Benz привело к трагедии, на долгие годы устранившей марку из мира автоспорта. В ходе гонки 24 часа Ле-Мана пилот Пьер Левег на «Мерседесе» разбился и влетел в зрителей, 82 из которых погибли. В Штутгарте приняли волевое решение уйти из соревнований, и имя «Мерседес» не звучало здесь следующие три десятилетия.

 

Mercedes-Benz вчера и сегодня

На смену «крыльям чайки» пришли навеянные американским автопромом «плавники» W112, «понтоны» и «адэнауэры» канули в прошлое. К концу 1960-х, на фоне экономического расцвета ФРГ, Mercedes обновил линейку знаменитых «шестисотых», выполнявших теперь в классическом «квадратном» стиле. В 70-х, с наступлением нефтяного кризиса, в «Мерседес» задумались об экономичности двигателей, и результатом стала одна из самых надёжных машин в мире – W123, который до сих пор является символом роскоши в некоторых странах.

Mercedes-Benz-W123

В начале 80-х армейский внедорожник превратился в гражданский Geländewagen, который технологически совершенствуется до настоящего времени, но при этом не изменил своему фирменному брутальному стилю. 90-е годы ознаменовались роскошными и надёжными представителями S-класса в кузове W140, которые в России на целое десятилетие и даже больше стали символом власти и богатства. В 1995 году в Mercedes-Benz впервые появляется пара сдвоенных фар, а вместе с ним и полноценный класс – E (кузов W210).

Mercedes-Benz-W210

Тогда же появилась и новая номенклатурная классификация моделей «Мерседеса». Добавились классы SLK (Sport-Leicht-Kurz – спортивно-лёгкий-короткий), вседорожный M, компактный A. Кстати, подобная буквенная градация аналогична обозначению телефонов другого немецкого концерна – Siemens. Балом дизайнерских новинок правили кузов W220 S-класса и много у него позаимствовавший W203 нового C-класса.

Mercedes_C-Class_Sedan_2001_W203

В «нулевых» Mercedes-Benz презентовал SL55, SL63 и SL65 AMG. Последняя модель, кстати, стала машиной безопасности Формулы-1. Так, отметившись в одной из самых трагических аварий в автогонках, спустя полвека «Мерседес» создал машину с наибольшим комплексом устройств и технологий активной и пассивной безопасности. Она даже стала синонимом марки и отразилась в видеорекламе «Мерседес».

Флагманами Mercedes-Benz стали новые S-класса в кузове W221. В то же время появились некоторые модели, на которые (по моему скромному мнению) без страха взглянуть сложно. Впрочем, народная пословица гласит: «Стерпится – слюбится!». К тому же подобных моделей было немного, а со временем они воспринимались уже не так отталкивающе. Да и на вкус и цвет товарища нет, по другой пословице. Так что критиковать легко, а вот создавать поистине технологические шедевры невероятно сложно. Но можно, как показывает история Mercedes-Benz.

Mercedes-Benz-W221

 

Ореол «Мерседеса»

Mercedes-Benz устремлён в будущее. Прототип F700 даже самым свежим дизайнерским умам представляется слишком авангардным. Что удивительно, технологий это касается даже больше, чем внешнего облика и интерьера. «Мерседес» уже подготовил прототип F015, рассчитанный на автомобильную обстановку, спрогнозированную на 2025 год. Но в 2015-м году мир ещё не готов к таким новациям. Остаётся только приоткрыть окно в будущее, любезно прорубленное инженерами Mercedes-Benz, и заглянуть на 10 лет вперёд.

Сегодня, как и многие десятилетия назад, «Мерседес» воспринимается не просто как образец совершенства автомобильных технологий, дизайна и безопасности. «Мерседес» – это показатель успеха его владельца, признак статуса, богатства и вкуса. Славе марки – надо сказать, вполне заслуженной – соответствует шлейф различных рекордов и удивительных фактов. Mercedes S Class вошёл в книгу рекордов Гиннесса как самый прочный когда-либо выпущенный автомобиль. Должно быть, технологический перфекционизм в сочетании с немецкой педантичностью привели к тому, что «Мерседес» превратился в нечто большее, чем просто потрясающие автомобили. Это – живая легенда, которая становится частью семьи и этапом биографии. Именно поэтому владельцы автомобилей марки при встрече могут сказать друг другу:

Mercedes-Benz – всё правильно сделал! 

В Автоответчик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *