27 апреля 2014 года состоялась торжественное причисление к лику святых Католической Церкви Папы Римского Иоанна Павла II. Это событие, безусловно, имело под собой все основания, поскольку кого ещё, как не Иоанна Павла II, можно было назвать голосом и совестью поколений в современном мире. Понтифик возглавлял римскую кафедру и всю латинскую Церковь на протяжении почти трёх десятилетий и за это время приблизил и примирил католицизм с реалиями нашего времени. При нём прозвучали официальные извинения перед наукой в связи с инквизицией и за притеснения евреев. Именно Иоанн Павел II первым из римских первосвященников пересел после перенесённого покушения на папомобиль. Чем ещё запомнилась эпоха этого великого человека? Об этом в нашем сегодняшнем материале.
Беатификация и канонизация
В католицизме различаются две процедуры, связанные с причислением к лику святых. Первая – беатификация – обозначает провозглашение католика блаженным. Вторая – канонизация – представляет собой присвоение ему титула святого. Беатификацию Иоанна Павла II провёл ещё 1 мая 2011 года впоследствии отрёкшийся от престола папа Бенедикт XVI в соборе святого Петра. А канонизация состоялась 27 апреля 2014 года, причём вместе с Иоанном Павлом II к лику святых был причислен ещё один римский понтифик – Иоанн XXIII, занимавший престол с 1958 по 1963 годы.
Решение об их канонизации было оглашено действующим папой Франциском 5 июля 2013 года. Это случилось после того, как официально признали приписываемое заступничеству Иоанна Павла II чудо. Мессу по случаю причисления к лику святых отслужил лично папа Франциск при содействии почётного папы Бенедикта XVI – уникальный случай в истории католицизма. 27 апреля 2014 года на площади святого Петра в Ватикане в присутствии 150 кардиналов, почти тысячи епископов и миллиона верующих папа Иоанн Павел II был официально причислен к лику святых!
Закрытое для полётов небо над Римом, перекрытые улицы, круглосуточно работающее метро… Ватикан в тот день ликовал, а поражающие воображение цифры можно продолжать озвучивать целый час! Безопасность Вечного Города обеспечивали тысячи полицейских. В организации мероприятия приняли участие почти 3 тысячи волонтёров. Властями было роздано более 4 миллионов бутылок воды! Наблюдать за канонизацией можно было на 18 огромных экранах, установленных по всей итальянской столице. Более детально церемонию могли рассматривать делегации из 122 стран, 24 главы государств и представители королевских семей, прибывших в Ватикан. А трансляцию канонизации, по некоторым подсчётам, посмотрело более 2 миллиардов человек!
Для причисления к лику святых необходимо, как минимум, два документально зафиксированных чуда. В случае Иоанна Павла II это чудесное исцеление французской монахини Марие-Симон-Пьер (Marie-Simon-Pierre) от болезни Паркинсона, которой, кстати, болел сам понтифик, и женщины из Коста-Рики Флорибет Мора Диаз (Floribeth Mora Diaz) от аневризмы мозга. Оба чуда произошли уже после смерти папы, в 2005 и 2011 году соответственно. А чем запомнился святой Иоанн Павел II при жизни?
Кароль Войтыла: знакомое имя – кто это?
Римский Папа Иоанн Павел II – знаковая личность для католической Церкви конца XX – начала XXI вв. Заняв святой престол в возрасте 58 лет, Кароль Войтыла стал самым молодым папой за последние полтора века. Его понтификат оказался одним из самых продолжительных по времени, с 1978 по 2005 гг. Иоанн Павел II путешествовал больше любого другого понтифика за всю историю Церкви и посетил 129 стран. Несомненно, для католического мира понтифик Войтыла стал одним из самых деятельных и продуктивных иерархов.
Будущий понтифик Иоанн Павел II, в миру Кароль Войтыла, родился в 1920 г. в местечке Вадовицы под Краковым в Польше. Достаточно рано он потерял родителей. В годы немецкой оккупации был рабочим, шахтёром, играл в любительском театре. В 1946 г. Войтыла стал священником, а в 1958 г. возведён в епископы, в 1964 г. назначен архиепископом Краковским. В 1967 г. получил из рук Павла VI кардинальский клобук. Кароль Войтыла являлся участником Второго Ватиканского собора. Папа Иоанн Павел II был известным полиглотом: понтифик разговаривал на нескольких языках, в том числе и на русском. 16 октября 1978 г. Войтыла был избран папой, приняв имя Иоанна Павла II.
В 1926 г. Кароль-младший пошёл в школу. Мальчик рано стал играть на свежем воздухе, и привычку к спортивным занятиям и отдыху на природе он пронёс через всю свою жизнь. Известно, что Кароль Юзеф Войтыла был хорошим горнолыжником. На лыжи он встал с детства, а, будучи студентом, выигрывал любительские соревнования. Будучи уже папой, Войтыла инкогнито катался в горах Терминилло недалеко от Рима. Передают также интересные для главы Римо-католической Церкви слова: «Единственный предмет роскоши, который у меня есть – это Хэды, 195, слалом-гигант!».
В конце мая 1967 г., через 11 дней после своего 47-го дня рождения, Кароль Войтыла получил волнующее известие: папа Павел VI возвёл его в сан кардинала. Поражён был не только он сам, но и многие польские прелаты: Польша уже имела одного кардинала, никто не ожидал назначения второго, к тому же и возраст Войтылы мало соответствовал столь высокому сану. Своим решением папа Павел VI выказал не только уважение к личным качествам архиепископа, но и, прежде всего, одобрение его взглядов на задачи Церкви. В Сикстинской капелле 28 июня папа облачил архиепископа Войтылу и ещё 26 прелатов в красные кардинальские мантии. На следующий день кардинал Войтыла вместе с другими новыми кардиналами помогал папе служить мессу на площади Святого Петра.
После окончания Второго Ватиканского собора и до своего избрания на папский престол Войтыла побывал в ФРГ, Австралии, США. В 1976 г. он читал лекции по теологии в Гарвардском университете. Неоднократно встречался со Збигневом Бжезинским, советником по вопросам национальной безопасности президента Картера. З. Бжезинский присутствовал на церемонии интронизации Войтылы в Риме. В молодости Войтыла писал стихи и печатал их под псевдонимами Анджей Явень и Станислав Анджей Груда. Ходят даже слухи, что в годы оккупации будущий папа был якобы помолвлен, но его невеста погибла в концлагере.
В Польше Войтыла проявлял большой интерес к вопросам этики и морали в их отношении к религии. В его трудах на эти темы отражаются традиционные взгляды Церкви: он рассматривает проблемы нравственности в отрыве от общественных отношений – как «вечные», неизменные категории.
33 дня между Иоаннами Павлами Первым и Вторым
После смерти папы Павла VI римский престол всего 33 дня занимал папа Иоанн Павел I, Альбино Лучани, которого прозвали «улыбающимся понтификом». Польский историк Я. В. Ковальский пишет об Иоанне Павле I, что тот «отличался большой простотой в жизни и сердечностью в отношениях с людьми. Был избран 25 августа 1978 г. На 34-й день понтификата папу нашли мёртвым в постели. Согласно официальной версии, он умер от инфаркта».
Перед избранием нового папы кардиналы испытывали огромный пессимизм, вызванный, возможно, трагической смертью Иоанна Павла или раздражением по поводу обвинений в его насильственной смерти, а также отравляющей атмосферой римской курии. Поэтому не стоит удивляться тому, что на этот раз прибывшие на конклав зарубежные кардиналы более решительно высказывались не только за избрание папы-неитальянца, но и за то, чтобы впредь в избрании главы католической церкви участвовали представители национальных епископатов, а сам папа был лишён монарших прерогатив и управлял Церковью при содействии Синода.
Одним из своих последних декретов Павел VI постановил, что кардиналы старше 80 лет не должны быть кандидатами на папский престол. Этот запрет косвенным образом усилил интригу новых выборов. Из 111-ти кардиналов, собравшихся в октябре 1978 г., 56 представляли Западную Европу. 15 октября в Сикстинской капелле голоса разделились между двумя итальянскими кандидатами – 72-летним Джузеппе Сири из Генуи и 57-летним Джованни Бенелли из Флоренции. Противостояние этих кандидатур символизировало неутихающую борьбу между сторонниками жёсткого традиционализма и либеральным крылом духовенства.
В первый же день многие кардиналы пришли к выводу, что шансы выбрать папу из итальянцев ничтожны, так как слишком непримиримо повели себя фракции. Естественным выходом могла стать кандидатура неитальянца. Сложившаяся ситуация заставила ещё раз задуматься, какие качества желательны для нового понтифика. Многие полагали, что необходимо выбрать «пастырского папу», то есть человека, непосредственно знакомого с деятельностью приходов, епископств и архиепископств. По мнению многих, Церковь нуждалась в молодом папе, который смог бы править ею оставшиеся годы XX в. и, по возможности, в начале следующего столетия. Итак, требования к кандидату были следующими: относительная молодость, здоровье, развитый интеллект, пастырский опыт, преданность традициям Ватикана и надлежащее понимание международной обстановки.
По единодушному мнению кардиналов, конклав предстоял долгий и трудный. Он действительно оказался очень трудным, хотя и не слишком долгим, 72 часа. Потребовалось семь туров голосований, чтобы из пресловутой трубы над Сикстинской капеллой повалил белый дым — сигнал об избрании нового понтифика. Им оказался 58-летний польский кардинал, архиепископ Краковский Кароль Войтыла, принявший имя Иоанн Павел II.
Избрание Войтылы явилось для всех ещё большей неожиданностью, чем избрание его предшественника Лучани. До конклава имя нового папы не фигурировало ни в одном из возможных прогнозов.
Историк И. Р. Григулевич замечает: «С избранием Войтылы впервые с 1523 г. папой стал иностранец. Возраст нового понтифика – для папы почти что юношеский – тоже был необычным явлением для Ватикана. Обращало на себя внимание и то обстоятельство, что новый глава католической Церкви являлся гражданином социалистической Польши».
Папа-путешественник
Иоанн Павел II своим долголетним понтификатом кардинально изменил отношение общественности к римскому престолу. Это нашло отражение во многих вещах, начиная с самого времени избрания Войтылы. Приведём несколько примеров. Ещё не так давно папы римские не ездили дальше своей летней резиденции. Первым папой, отважившимся на поездку за границу, причём самолётом, был Павел VI. Он побывал с краткими визитами во многих странах. Свою первую заграничную поездку Павел VI совершил пять лет спустя после своего избрания на папский престол. Новый же глава католической Церкви папа Войтыла уже в первый год своего понтификата начал совершать деловые, проповеднические и миротворческие поездки по всему миру.
Свой первый зарубежный выезд папа Иоанн Павел II совершил в Мексику. Вскоре после возвращения оттуда папа совершил ещё одну поездку, на этот раз к себе на родину, в Польшу. Визит пришёлся на июнь 1979 г. Папа Войтыла посетил Варшаву, Краков и ещё пять городов, а также бывший лагерь смерти Освенцим, где гитлеровцы замучили в годы войны 4 миллиона узников разных национальностей.
Указав на мемориальную плиту с надписью на русском языке, папа отметил, что мимо неё нельзя пройти равнодушно, ибо все знают, какую роль сыграл русский народ «в последней, самой страшной войне за освобождение людей». Освенцим, отметил Иоанн Павел II, – это свидетельство войны, несущей с собой ненависть, уничтожение, зверства. «Пусть никогда больше не будет войны! – заключил он. – Мир, только мир, должен руководить судьбами народов и всего человечества».
Папа – человек наук
10 ноября 1979 г. в Ватикане состоялось заседание Папской академии наук, которая, как известно, не ведёт исследовательской работы, но задаёт курс политики престола в отношении современной науки, празднуя особенно знаменательные события, связанные с научной жизнью. Тогда Папская академия решила отметить 100-летие со дня рождения Альберта Эйнштейна. С докладом по этому случаю лично выступил Иоанн Павел II.
Папа Войтыла в своем выступлении сказал: «Апостолический престол желает выразить Эйнштейну признание, которое он заслужил за его вклад в науку, а именно в познание истины, присутствующей в таинстве мироздания». Таким образом, церковь устами Иоанна Павла II впервые выразила признание заслуг учёного, который не только не являлся католиком и даже христианином, но был агностиком, более того – рационалистом. Эйнштейн заявлял, что не может вообразить Бога, вознаграждающего или наказывающего созданное им же самим существо. Автор теории относительности неоднократно высказывался отрицательно о деятельности религиозных руководителей.
Папа Войтыла не остановился на том, что воздал хвалу Эйнштейну, он также признал, что Галилео Галилей в своё время был незаслуженно осуждён Церковью. Иоанн Павел II сказал: «Галилею пришлось пострадать от людей и учреждений Церкви, не вполне понимавших законность автономии науки и считавших, что наука и вера противостоят друг другу. Я предлагаю, чтобы теологи, ученые и историки в духе искреннего сотрудничества подвергли бы углублённому анализу дело Галилея и беспристрастно признали бы ошибки, кто бы их ни совершил, устранив тем самым все ещё порождаемый этим делом во многих умах дух противоречия, который препятствует плодотворному согласию между наукой и верой, между Церковью и миром».
Это выступление папы вызвало сенсацию, так как впервые глава католической Церкви признавал, что Галилей был несправедливо осуждён инквизицией. Признав ошибочность осуждения церковью Галилея, папа далее выступил в роли не только покровителя науки, но и её защитника от всяких «форм международного подчинения и интеллектуального колониализма». «Как все истины, – заключил понтифик, – так и научная истина не должна перед кем-либо отчитываться, как только перед самой собой и верховной истиной – Богом, создателем человека и всего сущего и живущего».
Комментируя общий строй мыслей папы Иоанна Павла II, можно сослаться на следующую характеристику бывшего его студента, который вспоминал: «Он никогда не боялся, что теология вступит в противоречие со здешним миром, и регулярно приглашал учёных, знал всех ведущих специалистов в области литературы, истории, физики, всегда интересовался последними достижениями науки. Ему было любопытно всё – и строение материи, и моральные проблемы, возникающие в связи с развитием медицины». В эпоху, когда католическое духовенство игнорировало или принижало значение научных идей и достижений как в области естествознания, так и в гуманитарной сфере, Войтыла стремился установить тесную связь с миром науки.
Итак, для всех стало очевидным, что папа Иоанн Павел II перевернул новую страницу в истории Ватикана. Теперь это был энергичный пастырь, активный международный деятель, не склонный к затворничеству в Ватикане. С Иоанном Павлом II Римо-католическая Церковь словно бы обрела новое лицо, столь необходимое в резко меняющихся международных условиях. А, главное, новый понтифик мог реально сплотить католический мир. Относительно характера деятельности папы Иоанна Павла II во многом показательно то, что впервые в истории Римо-католической Церкви папа собственноручно сочетал в Ватикане браком рядовых католиков: дочь дворника и рабочего.
Покушение на папу
Никто не мог ожидать того, что произошло 13 мая 1981 г. Когда сквозь густую толпу папа Иоанн Павел II проезжал на машине по площади Святого Петра, 23-летний турецкий террорист Мехмет Али Агджа выстрелил в понтифика из мощного «браунинга». Пуля попала в брюшную полость, сильно повредила кишечник и лишь чудом не задела аорту. Бросив пистолет, Агджа попытался скрыться, но был задержан полицией.
Врачи делали операцию папе почти пять часов, его состояние было критическим, но благодаря отменному здоровью папа довольно быстро пошёл на поправку, хотя однажды вновь оказался на грани смерти из-за инфекции, внесённой при переливании крови. Через четыре дня после операции папа пришёл в себя и сказал, что прощает Агджу. А через четыре месяца спустя Иоанн Павел II вновь появился на площади Святого Петра.
В 1983 г. Иоанн Павел II посетил Агджу в тюрьме и даровал ему своё прощение. В 2006 г., уже после смерти Иоанна Павла II, Мехмет Али Агджа был выпущен на свободу. Освобождения этого человека с нетерпением ожидали книжные издательства и одна кинокомпания в Голливуде. Первые уже договорились выплатить самому известному турецкому заключённому семь миллионов долларов за подробное интервью и публикацию двух книг его воспоминаний.
Мехмета Али Агджу освободили из следственного изолятора после 30 лет, проведённых в тюремной камере. Несмотря на десятилетия заключения Агджи, миру до сих пор не известна его главная тайна – мотивы, которые заставили выходца из бедной турецкой семьи совершить покушение на жизнь Иоанна Павла II.
Папа-правдоруб
В 1990-е гг. папа сосредоточился на критике потребительства и безоглядного утилитаризма, которые считал «вирусом», распространяющимся с Запада на Восток. Со временем понтифик развернул настоящий крестовый поход против потребительства и западной культуры. Всё более решительно папа обвинял многих новоевропейских мыслителей, среди которых были такие ключевые фигуры мировой культуры, как австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд, немецкий философ Фридрих Ницще и ряд мыслителей эпохи Просвещения, во враждебности к христианству.
Европейскую историю последних трёх столетий Иоанн Павел II вообще рассматривал как ряд планомерных попыток истребить самый дух христианства. Больше всего он опасался, что возвеличивание человека и акцентирование его самодостаточности отвращают людей от нравственных ориентиров, предлагаемых Церковью.
В 1993 г. папа выпустил энциклику «Сияние Истины» («Veritatis Splendor»), которую многие западные теологи считают его шедевром. Этот текст не столько политического, сколько религиозного характера папа готовил шесть лет.
Папа заключил энциклику предостережением: несмотря на крушение тоталитарного марксизма, «существует опасность попрания основополагающих прав человека и использования искренних религиозных устремлений, свойственных каждому человеческому существу, в амбициозных политических целях». Понтифик призвал внимательно приглядеться к жизни «в условиях демократии, которая при отсутствии истинных ценностей быстро вырождается в открытый или слегка завуалированный тоталитаризм».
Папа – человек года
Два других события подчеркнули достижения папы: вышла его книга «Пересекая порог надежды» и журнал «Time» объявил папу «человеком года»-1994. Всё это привлекло к Иоанну Павлу II внимание во всём мире.
Книгу «Пересекая порог надежды» пожелали опубликовать издательства 35 стран. Впервые римский понтифик выпустил сочинение, предназначенное для широкой публики. К концу 1994 г. книга разошлась 5-ю миллионами экземпляров, изданных на 20-ти языках. «Пересекая порог надежды» отражает мнение папы по таким вопросам, как бытие Божие, боль и страдание, вечная жизнь, отношение христианства к другим религиям, восстановление христианского единства.
К этому времени папа Иоанн Павел II уже опубликовал четыре книги, проповеди, рассуждения на религиозные темы и разного рода статьи. Но ни одна из этих работ не имела такого успеха, как «Пересекая порог надежды». Отчасти этому способствовали обстоятельства её написания. В октябре 1993 г. планировалось отметить 15-летие понтификата необычной акцией: папа должен был дать телеинтревью, предназначенное для всего мира. По разным причинам этот план не осуществился. Однако папа сохранил список вопросов, составленный журналистом, с которым он должен был беседовать, написал ответы, а затем свёл их в книгу. Некоторые критики сочли её простым изложением многократно высказанных идей, но другие нашли свежей, умной и убедительной.
Папам XXI-го столетья…
Вступив в новое тысячелетие, папа по-прежнему шёл своим путём. Он заметно постарел, его здоровье сильно ухудшилось. Понтифик уже давно не вставал на лыжи: неудачные падения привели к операции на бедре. А последствия тяжёлого ранения в 1981 г. давали о себе знать воспалениями и болями в кишечнике. Кроме того, папа страдал болезнью Паркинсона – поражением центральной нервной системы, которое сопровождается дрожанием рук, нарушением походки, речи и т.п.
Папа продолжал путешествовать, хотя, конечно, не так много, как прежде. В 2002 г. он посетил Болгарию, Африку и приехал в Канаду на Всемирный день католической молодёжи в Торонто. Побывал в Мексике, Гватемале и Польше. За годы понтификата Иоанн Павел II посетил свыше 140 стран и, несомненно, являлся самым путешествующим папой в истории. Он встретился с 510-ю главами государств, 150-ю премьер-министрами и назначил 137 кардиналов.
В субботу, 2 апреля 2005 г., в 21:37 по среднеевропейскому времени папа Иоанн Павел II скончался в своих апартаментах в Апостольском дворце. Ему было 84 года. В предсмертные часы Иоанн Павел II принял соборование. Затем его личный секретарь польский архиепископ Станислав Дзивиш и украинский кардинал Мариан Яворский отслужили мессу во имя Милосердия Божия.
Весть о кончине Иоанна Павла II вызвала скорбь людей во всём мире. Многие приняли участие в поминальных бдениях. Католики и представители других конфессий, местные жители и путешественники зажигали свечи и молились совместно в соборе Парижской Богоматери, Вестминстерском соборе в Лондоне, соборе Святого Стефана в Вене, Национальном соборе Вашингтона и в других местах. В Риме звонили все церковные колокола, флаги были приспущены.
«Возлюбленный наш святой отец вернулся в дом Владыки своего, – возгласил десяткам тысяч собравшихся на площади Святого Петра архиепископ Сандри и добавил: – В этот вечер все мы чувствуем себя осиротевшими». Толпа безмолвно выслушала эти слова, а затем, в знак признательности и уважения, разразилась рукоплесканиями.
Все мы призваны к святости
Будучи возведённым в сан Епископа Рима 22 октября 1978 г., 58-летний Иоанн Павел II стал самым молодым папой за полтора века. Его понтификат оказался вторым по продолжительности за последний период истории Римо-католической Церкви. «Странствующий папа», как его называли, Иоанн Павел II путешествовал больше любого другого понтифика за всю историю Церкви, посетив полторы сотни стран. Первым из пап он побывал в мечети и синагоге, нанёс визит в Белый дом, встретился с президентом Советского Союза, прочёл лекцию в Гарвардском университете, носил наручные часы и стал автором бестселлера.
Понтифик канонизировал 482-х святых и выпустил больше энциклик, чем все его предшественники, вместе взятые. Поездки, заявления, сочинения и активная личная позиция позволили Иоанну Павлу II донести своё слово до беспрецедентно большого количества людей и придать папству невиданные до этого энергию и решительность, вызывавшие как горячее одобрение, так и неприятие.
Политические и религиозные лидеры по всему миру возносили щедрые хвалы Иоанну Павлу II. Президент США Джордж Буш-младший назвал его благим и ревностным служителем и защитником человеческой свободы. Премьер-министр Ариэль Шарон с прискорбием отметил, что со смертью Иоанна Павла II мир лишился одного из самых значительных лидеров целого поколения. Глава палестинцев Махмуд Аббас отдал дань уважения папе как выдающемуся религиозному деятелю, посвятившему жизнь защите ценностей мира, свободы и равенства.
Иоанн Павел II принёс извинения мусульманам и иудеям за инквизицию и крестовые походы. Он призвал покаяться за холокост, хотя не соглашался, что Церковь в нём повинна. Вместе с тем позиция Иоанна Павла II была последовательной и целостной. Он постоянно предъявлял упрёки светской мысли Запада – социальной, политической, экономической. Папа признавал свободу, но не вседозволенность, ответственность, но не самодовольство. Понтифик всегда думал о достоинстве личности, которое, по его мнению, лучше всего реализуется и сохраняется в рамках учений, законов и повседневной деятельности католической Церкви.
В 1980 г. в Ватикан с государственным визитом прибыла королева Елизавета II. Визит был историческим, учитывая, что многие столетия британские монархи и римские понтифики были непримиримыми врагами. С течением времени стороны более или менее успокоились, между Соединённым Королевством и Ватиканом были даже установлены дипломатические отношения. 5 ноября 2003 г. состоялся визит в Ватикан Президента Российской Федерации В. В. Путина.
До Иоанна Павла II ни один Папа Римский не присутствовал на рок-концерте (1997 г.), на стадионе, где проходил футбольный матч (2000 г.). До него не издавались компакт-диски с песнями, которые он сам написал и спел. Иоанн Павел II во многих вещах был первым в истории понтификом. Но чем он так особенно ценен и близок для сотен миллионов людей по всему свету? Почему его канонизация произошла не через полвека-век после его смерти, а менее чем через десять лет после его упокоения?
Представляется, что Иоанн Павел II явно показал современному миру, что христианские заповеди – не отвлечённые категории, не недостижимые практики, доступные только полудюжине аскетов. Понтифик возвратил, восстановил актуальность слов апостола Павла: «Ибо призвал нас Бог… к святости» (1 Фес. IV, 7). Все мы призваны к святости! И Иоанн Павел II напомнил всем нам, что святость принципиально возможна вне зависимости от смены времён, политических режимов, цивилизационных установок и прочего. Он сам был примером святости. И пускай Иоанн Павел II не может быть канонизирован Православной Церковью – все мы ощущаем святость его жизни, пастырского служения и молитвы за мир и нас!
Отче Иоанн Павел, моли Бога о нас!!!