Не коси меня косой,
Не втыкай в ладонь гвоздь,
Настоем цикуты ты меня не глуши.
Альбом «Навигатор» (1995) интересен во многих отношениях. Вошедшие в него песни были написаны буквально по всей Евразии: от Одессы до Кингисеппа, от Парижа до Катманду. Демоверсии треков создавались в Петербурге, на Пушкинской, 10, а запись проходила в Лондоне на Livingston Studio. Изначально денег на запись просто не было, а в итоге тверской банк выделил крупную сумму на всё необходимое.
В Лондоне сессионными музыкантами «Аквариума» стали представители легендарных групп. Партии контрабаса исполнил на паре треков Дейв Пэгг, который играл с Донованом и “Jethro Tull”. На барабанах во всех песнях сыграл ударник “Fairport Convention” Дэйв Мэттакс, успевший поиграть ещё с Эриком Клэптоном, Полом Маккартни и Элтоном Джоном. А блюзовым риффам «Навигатор» обязан бывшему участнику “Rolling Stones” Мику Тэйлору.
По воспоминаниям Гребенщикова, в студию Тэйлор приехал «в драном макинтоше с дешёвой японской гитарой за двадцать долларов. Взял в руки чужой “Gibson”, все ручки повернул «вправо на 10», спросил: «О чём песня?» – и сыграл резкие блюзовые партии буквально с первого раза. Это была школа “Rolling Stones”». Тэйлор исполнил гитарные партии на «Таможенном блюзе» и «Не коси».
Песня «Не коси» полна библейских и исторических аллюзий. Фраза «не втыкай в ладонь гвоздь» отсылает слушателей к распятию Христа. Выражение «не тычь бревном в глаз» – к поучению Спасителя: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. VII, 5). Образ стал идиоматическим: в чужом глазу бревно видеть, а в своём – не замечать соринки или соломинки. Гребенщиков даже усилил посыл: брёвен из чужих глаз хватит на порядочный, то есть большой дом.
Христианские мотивы дополнены образом крестителя славян, равноапостольного князя Владимира, который «гонит стадо к реке». А вот призыв «настоем цикуты ты меня не глуши» отсылает нас к гораздо более ранним временам, а именно к 399 году до Рождества Христова.
Цикута – ядовитая болотная трава, настоем которой отравили древнегреческого философа Сократа по решению афинского суда. В диалоге Платона «Апология Сократа» подробно указываются обвинения в адрес мыслителя. Ему в вину ставились богохульство (в частности, поклонение собственному «даймону» – духу, который отвращал его от плохих замыслов) и развращение молодёжи (в виде насаждения новой морали, построенной на метафизических принципах).
Интересно, что суд Афин был благосклонно настроен по отношению к Сократу. Ему предлагали выплатить штраф, чтобы дело было закрыто. Но мыслитель наотрез отказался, посчитав это признанием вины, в то время как он считал себя невиновным. Тогда решением суда Сократа на совершенно законных основаниях приговорили к смертной казни. Ему предоставили возможность оправдаться, чтобы избежать суровой кары. Обычно знатные афиняне в аналогичных ситуациях каялись и добивались смягчения приговора в виде заключения или того же штрафа. Но Сократ выступил со скандальной речью, заявив, что за его заслуги его должны не умерщвлять, а кормить обедами за бюджетные средства.
Разозлённый ареопаг подтвердил изначальное решение – смертную казнь. Но и тут у Сократа была возможность спастись. Его заключили в темницу, но отложили исполнение приговора на месяц. Дело в том, что в это время в Афины из Делоса возвращался священный корабль, и по закону казнить кого-либо до его прибытия было нельзя. Друзья Сократа подкупили стражу, но и тогда философ отказался бежать, иронично спросив, знает ли кто-либо место, куда бы не проникла смерть. Да и вообще – избегать наказания, когда смерть сама стоит при дверях 70-летнего старца Сократ посчитал постыдным. В результате в назначенное время мыслителю дали яд цикуты.
В диалоге «Федон» Платон описал казнь своего учителя и что при этом делал его палач: «Сократ сперва ходил, потом сказал, что ноги тяжелеют, и лёг на спину: так велел тот человек. Когда Сократ лёг, он ощупал ему ступни и голени. Потом сильно стиснул ему ступню и спросил, чувствует ли он. Сократ отвечал, что нет. После этого он снова ощупал ему голени и, понемногу ведя руку вверх, показывал нам, как тело стынет и коченеет. Наконец, прикоснулся в последний раз и сказал, что, когда холод подступит к сердцу, он отойдёт».
Но когда холод дошёл до живота, Сократ вдруг раскрылся – он лежал закутавшись – и воскликнул: «Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте!». Присутствовавший при этом Критон ответил, что непременно вернёт долг, и спросил, не хочет ли Сократ ещё что-нибудь сказать. Но ответа уже не получил. Философ вздрогнул в последний раз и застыл. Служитель удостоверился, что взгляд Сократа остекленел. Тогда Критон прикрыл учителя глаза.
Правда, современные биологи склоняются к версии, что Сократа отравили напитком на основе не цикуты, распространённой больше на севере Европы, а её южного родственника со звучным названием «пятнистый болиголов». Само наименование растения подсказывает, что оно не такое токсичное, как цикута. Последняя способна свалить замертво куда более крупных животных, чем человек. Например, корове достаточно съесть 100 граммов корневища цикуты – через пару минут последует головная боль (сравните: «болиголов»), раскоординация, паралич и смерть.
Как бы то ни было, цикута приобрела дурную славу именно после казни Сократа. А в песне «Не коси» Борис Борисович удачно использовал этот яркий образ наряду с более известными христианскими аллюзиями.
Другие упоминания песни Не коси
Присоединяйтесь ВКонтакте
Именно эта запись в VK
Читайте также: «Мой Ясный Свет»: ощущение смерти в песнях БГ 2008–2020 годов
Надоело читать? Выбирай и смотри лучшие концерты Аквариума
#Барух а-Шем | #Выстрел. Я проснулся в начале шестого | #Коллеги на алмазном пути | #Снился мне сон, что я был трезвый | #Шайтан, арба встала | #Lasto beth lammen