V. Декада Танцев При Луне

Пятая десятка 100 песен

V. Декада Танцев При Луне

 05

60. Captain Beefheart And His Magic Band: Observatory Crest / 

Bluejeans And Moonbeams” (1974)

Декаду Танцев При Луне торжественно и величаво открывает культовый американский музыкант Дон Глен Ван Влиет, более известный как Капитан Бычье Сердце! Captain Beefheart родился со мной в один день, но на 45 лет раньше. Но, разумеется, эта деталь может быть сколько-нибудь важной только для меня. Все остальные могут просто насладиться прекрасной песней этого замечательного исполнителя.

Captain Beefheart происходил из голландской семьи, и страсть к изобразительному искусству в нём не могла не проявиться! Но основным видом деятельности Капитана, по крайней мере – на определённом этапе, стала музыка, которую он сочинял и исполнял со своей группой “The Magic Band”, основанной в середине 1960-х. Название коллектива было отнюдь не случайным, так как музыкального сюрреализма в творчестве «магического бэнда» всегда хватало с лихвой. Я думаю, никого не удивит и тот факт, что Captain Beefheart учился в одном классе с Фрэнком Заппой, и их дружба прошла через десятилетия – десятилетия славы Заппы и тени Бифхарта. Заппа даже продюсировал первые альбомы “The Magic Band”, что, тем не менее, не позволило коллективу добиться сколько-нибудь значимого коммерческого успеха и всенародной славы.

Но тем и ценнее песни Капитана Бифхарта, что в них нет ровным счётом ничего от стремления к известности и жажды наживы. Это кристально-чистые, честные произведения, которые по-настоящему трогают душу. Наверно, поэтому я хочу открыть Декаду Танцев При Луне песней “Observatory Crest”. Знатоки уверяют, что речь об обсерватории Гриффита в Лос-Анджелесе, из которой лучше всего виден центр самого известного города Калифорнии и его величество Тихий Океан. Кажется, что это совсем неважно, когда слушаешь чудесные, убаюкивающие мотивы “Observatory Crest”. Причём уже в нашем веке они стали настолько популярны, что даже появился замечательный ремикс на песню Капитана Бифхарта (“Fear Of Theydon’s Indian Summer Dub”). Однако мне хотелось бы поставить оригинальный трек середины 70-х.

Итак, шестидесятая строка – “Captain Beefheart And His Magic Band”, песня “Observatory Crest” с альбома “Bluejeans And Moonbeams”, 1974-й год.

 

59. Family: Mellowing Grey / “Music In A Doll’s House” (1968)

Композиция группы “Family” венчала самую первую песенную десятку – декаду радости. Сейчас пришло время немного потанцевать при луне под звуки другой вещи британского коллектива. Причём если тогда, на 91-й строчке, пел Джон Уитни, то теперь нам посчастливится услышать «блеяние электрического козла» Роджера Чепмена!

Ранее я уже намекал, что вокал Чепмена напоминает вибрацию смешанных голосов Гребенщикова и Харламова! Прежде чем вы сможете сами в этом убедиться, приведу отклики музыкальных критиков. Один из них авторитетно заявил, что голос Роджера мог лишить жизни дикого зверька, подобравшегося к исполнителю на расстояние сотни метров. Другой предложил для определения вокальных данных Чепмена формулу Боб Дилан + Марк Болан из “T-Rex”. Но все они сходились во мнении, что узкий диапазон не позволял исполнителю брать высокие ноты, попытки чего предпринимались Чепменом постоянно!

Роджер Максвелл Чепмен родился в 1942 году в Лестере. Его своеобразная вокальная техника с активным применением вибрато и ориентацией на Литтл Ричарда и Рэя Чарльза сделали Чепмена культовой фигурой на британской рок-сцене. Он начинал в группе “Farinas”, затем последовала культовая “Family”, а после их распада в 1973 году – образованные с тем же Уитни “Streetwalkers”. С 1979-го Чепмен стал выступать сольно, а заодно принимал участие как вокалист в записях других музыкантов, в частности, спел в композиции “Shadow On The Wall” Майка Олдфилда.

В 1968 году группа “Family” дебютировала с альбомом “Music In A Doll’s House”, в котором пересекались вокальные партии Уитни и Чепмена. «Семья» распалась спустя немногим более пяти лет, однако оставила после себя множество замечательных и проникновенных песен. Одной из которых я и хочу сейчас поделиться. Пускай голос Роджера Чепмена совсем не образец лиричности, но от песни в целом буквально веет трепетом первого танца при луне…

Пятьдесят девятая строка – песня “Mellowing Grey” группы “Family” с их дебютного альбома “Music In A Doll’s House”, 1968-й год.

 

58. Максим Леонидов: Не удивляйся / «Основы фэн-шуя» (2008)

Со следующей песней у меня связана романтическая история. Композицию Максима Леонидова «Не удивляйся» на стихи японских поэтов Сосея, Ки-но Цураюки, Фудзияры Окикадзэ и Идзуми Сикибу я оценил как нечто уникальное сразу же, как только прослушал альбом «Основы фэн-шуя». Заглавная песня которого рассказывает об удивительных изменениях обычного парня Ерёмы в результате освоения знаменитого восточного учения. Но трек «Не удивляйся» на пластинке стоит совершенным особняком: от него буквально веет ароматным ветром японского изящества, тоски и умиротворения:

Помнишь, кто ночь за ночью являлся к тебе в сновиденьях?

Являлся к тебе в сновиденьях, покой твой тревожа?

Помнишь? Так вот – это я…

Потрясающие строки. И Максим Леонидов, на мой вкус, спел их лучше, чем это мог бы сделать кто-либо другой. Я слышал кавер песни в исполнении «Машины времени», но при всём моём уважении к Андрею Макаревичу поделюсь своим соображением, что перепевать «Не удивляйся» Леонидова – всё равно что обновлять старинную оправу роскошного бриллианта. Выглядит ярче, но теряет очарование… Но это моя личная позиция!

А романтическая история с этой песней такая. Когда я ухаживал за своей будущей женой, то, как и все влюблённые эпохи интернетизации, заваливал её «стену» в «контакте» многочисленными треками. Однако все мои потуги, особенно в случае с Gentle Giant или King Crimson, заканчивались закономерным фиаско. Считанные треки удостаивались «лайка». Но с «Не удивляйся» я попал точно в яблочко! Александра включила эту песню Леонидова в свой плейлист и впоследствии рассказывала, что просто заслушивалась ею.

И, действительно, таится в ней (и в жене, и в песне) что-то необычное, задушевное, притягивающее. Да, есть философская вещь про письмо самому себе в 78-й, есть афористично-скороговорочная «то ли девочка, а то ли виденье». Но «Не удивляйся» – это драгоценная жемчужина всего творчества Леонидова. И для меня она стала ассоциироваться с влюблённостью. Даже героиня моего романа «Танатоходец», рассказывая подруге, как её достали постоянные командировки любимого, всё же после пятого бокала шампанского ставит именно «Не удивляйся». И, тоскуя о разлуке, слушает несколько раз подряд! Как, честно говоря, и я…

Итак, пятьдесят восьмая строка – Максим Леонидов, «Не удивляйся», 2008-й год.

 

57. In Gowan Ring: Wind That Cracks The Leaves / 

“Hazel Steps Through A Weathered Home” (2002)

Открывать для себя новые группы – пускай они не такие уж и новые – можно по-разному. Можно зайти на last.fm и посмотреть, что слушают вместе с твоей любимой музыкой. Можно мучить друзей требованиями предоставить самые восихитительные, по их мнению, песни. Но самый проверенный способ – отдаться в руки случая и передать ему право выбора! Именно так я открыл для себя одну небезынтересную группу.

Я ехал в машине и в сотый раз прослушивал диск с моими любимыми песнями. В конце концов мне поднадоело слушать одно и то же, и я решил заехать в магазин и купить какой-нибудь сборник или пластинку, которая сама на меня посмотрит. Одним словом, отдался власти интуиции безрассудно и безраздельно. Интуиция не подвела меня, так как подвела к большой корзине с яркой надписью «распродажа». Я стал в ней копаться и нашёл диск группы “In Gowan Ring” с курящим арфистом-бородачом на обложке. Название ни о чём мне не говорило. Однако помета «неофолк» и цена в 40 рублей сделали мой выбор окончательным, и через минуту в магнитоле заиграли первые композиции.

Первый альбом группы слушать было, честно сказать, весьма затруднительно. Ритмичные кимвалы, перебор струн и монотонное мужское пение – такое сочетание может запросто погрузить в сон. Я включил второй альбом, третий, четвёртый… И лишь на шестом – “Hazel Steps Through A Weathered Home” 2002 года – моя рука сама вернулась на руль. Пускай восемь песен пластинки весьма похожи друг на друга, зато в целокупности они погружают в какое-то утончённое, лирическое состояние. Такие песни лучше всего подойдут безответным влюблённым или тем, кто недавно расстался с разлюбившим тебя… Конечно, не стоит слушать такую музыку недели напролёт – надо погоревать в меру и вернуться к «Декаде Радости», потому что я убеждён, что юмор и радостная музыка лучше прочего помогают справиться с одиночеством и депрессией! Но если совсем невмоготу – можно поставить песню “Wind That Cracks The Leaves”, «Ветер, срывающий листья», перенестись в дождливую и промозглую осень и немного поплакать при свете луны…

Пятьдесят седьмая позиция – песня “Wind That Cracks The Leaves” группы “In Gowan Ring” с альбома “Hazel Steps Through A Weathered Home”, 2002-й год.

 

56. The Moody Blues: The Actor / “In Search Of The Lost Chord” (1968)

Восхитительную группу “The Moody Blues” я услышал случайно. И буквально поразился тому, как можно было её не знать – ведь это настоящая жемчужина не только британской, но и мировой музыки! Ну как можно прослушать дюжину альбомов “Gentle Giant” и даже не догадываться о потрясающей музыке коллектива под невзрачным, с первого взгляда, названием “The Moody Blues” – «Угрюмый блюз», или, лучше сказать, «блюз от частой перемены настроения»… Ведь музыка действительно божественная!

Идейными вдохновителями и основателями группы “The Moody Blues” стали клавишник Майкл Пиндер, флейтист Рэй Томас и басист Джон Лодж. Собственно, помимо элементов симфонической музыки, именно клавиши, флейта и бас и являются отличительными чертами коллектива. Однако совершенно невозможно передать словами то очарование, которым наполнены добрые два десятка альбомов “The Moody Blues”. Однако мне почему-то в душу особенно запали две песни группы, с первой из которых я сейчас и хочу познакомить любознательных меломанов.

В 1968 году вышел третий студийный альбом группы “In Search Of The Lost Chord” – «В поисках утраченного аккорда». Особенное звучание на нём приобрёл меллотрон Майка Пиндера. Так вот, на пластинке есть совершенно романтическая, одухотворённая песня “The Actor”. О Боже, как же звучит строка припева “The sound I have heard in your “Hello””! Меня просто бросает в дрожь каждый раз, когда я её слушаю! Но разве можно что-либо внятное сказать о красоте словами – лучше один раз услышать!

Пятьдесят шестая строка – песня “The Actor” группы “The Moody Blues” с альбома “In Search Of The Lost Chord”, 1968-й год.

 

55. Севара Назархан: Там нет тебя / Проект «Голос» (2012)

Севара Назархан! Какой фурор произвела эта певица после появления в 2012 году в проекте «Голос»! После надрывной и безумно обворожительной “Je T’aime” и, конечно же, после божественного исполнения «Там нет тебя»! И как же приятно, еле сдерживая слёзы умиления, парировать возгласы восхищения: «А я её ещё 10 лет назад слышал!». Думаю, примерно так же отвечали все поклонники «Аквариума», которые, несомненно, вспомнили бэк-вокал песни «Брод» с альбома «Сестра Хаос» 2002 года. Да, это та самая Севара Назархан!

Известная многим – и я не исключение – также по заводной танцевальной вещи 2010 года «А он не пришёл» проекта «Севара и Эльф». А ведь ещё до «Аквариума», в мировом масштабе Севара и вовсе сотрудничала с такими непререкаемыми музыкальными авторитетами, как Питер Гэбриэл и Дживан Гаспарян! Что и говорить – настоящий талант не знает границ! Возвращаясь же к хиту «Там нет меня», надо сказать, что я был, мягко говоря, ошарашен, когда узнал, что автором песни выступил Игорь Николаев. Я даже по-другому стал его воспринимать после исполнения Севары. Но говорить о песне – занятие самое бестолковое, поэтому вместо этого предлагаю просто послушать эту восхитительную композицию.

55-я строка – Севара Назархан, «Там нет меня», 2012-й год.

 

54. Sinead O’Connor: Nothing Compares 2 U / “I Do Not Want What I Haven’t Got” (1990)

Имя Шинейд О’Коннор слышал каждый, кто спрашивал у соседа в кафе: а кто сейчас исполняла песню на “Bridge TV”? Да, короткостриженая красавица с глазами-блюдцами – это она, Шинейд Мэри Бернадетт О’Коннор, ирландская исполнительница, недосягаемая, но столь близкая сердцу…

Шинейд родилась в пригороде Дублина в семье, которые благополучные люди называют «неблагополучными». Родители девочки развелись, когда ей было всего восемь. А вскоре пристанищем маленькой Шинейд и вовсе стал приют Магдалины, куда она попала за кражу в магазине. Как это нередко бывает, пение стал тем якорем в житейском море, который не позволил бурным волнам отнести О’Коннор не к тем берегам! В 15 она спела на свадьбе своей родственницы, и на девушку обратили внимание. Шинейд начала петь в группе “In Tua Nua” и в дублинских кафе, а в 1985 году заключила контракт и перебралась в Лондон.

Певица дебютировала как исполнительница саундтрека к фильму “The Captive” 1986 года, а спустя год самостоятельно записала и спродюсировала альбом “The Lion And The Cobra”. В 1990 году Шинейд развелась со своим первым из четырёх мужей и высвободившуюся энергию направила на второй диск “I Do Not Want I Haven’t Got”. Пластинка шесть недель возглавляла американский чарт и не покидала его в течение целого года! Постепенно О’Коннор, получившая за альбом «Грэмми» и отказавшаяся от награды, стала перерастать в культовую фигуру британской и мировой сцены. Чему способствала и песня “Nothing Compares 2 U” – «Ничто не сравнится с тобой!».

Интересно, что эта композиция впервые прозвучала в исполнении “The Family” ещё за пять лет до Шинейд. Но настоящую славу песне принесла, конечно же, О’Коннор, которая практически весь клип показана крупным планом. Скандалистка по причине трудного детства, певица отказалась принимать популярность и, казалось, сделала всё, чтобы вызвать отторжение у публики – заочно поссорилась с Фрэнком Синатрой за отказ петь после исполнения американского гимна и в прямом эфире разорвала фотографию Иоанна Павла II. Впоследствии, правда, она вернулась к религии и стала глубоко верующей, так что сегодня даже преподаёт теологию в начальной школе! Но за годы буйства и нонконформизма певица успела хорошенько, на славу подпортить себе репутацию! Но никто, Шинейд, не сравнится с тобой – это уж точно!

Пятьдесят четвёртая строка – песня “Nothing Compares 2 U” в исполнении Шинейд О’Коннор с её альбома “I Do Not Want I Haven’t Got”, 1990-й год.

 

53. Fairport Convention: Autopsy / “Fairport Convention” (1968)

Следующая группа – “Fairport Convention” – одна из моих самых любимых! Я вышел на них довольно случайно, если в жизни вообще есть что-либо случайное. Как-то я просматривал список музыкальных коллективов, исполняющих фолк, и, зайдя в специализированный магазин, приобрёл сборник их альбомов. Уже позже я осознал, насколько велико влияние “Fairport Convention” на британскую музыку последующих десятилетий, ведь из-под их крыла, или параллельно с ними, на мировую сцену вышли Ричард Томпсон и Сэнди Дэнни, а также культовые “Pentagle” и “Steeleye Span”. Тогда же я просто переслушивал раз за разом их альбомы “Rising For The Moon”, “Glady’s Leaps” и “Expletive Delighted” и даже не догадывался, что означает само имя группы…

“Fairport Convention” дословно переводится как «Фэйрпортское соглашение» и происходит от названия особняка гитариста группы Саймона Никола – “Fairport”. Коллектив был основан в 1967 году в Лондоне и немедленно начал гастролировать, собирая всё новые залы и становясь популярнее день ото дня. Спустя год у группы вышел дебютный альбом с одноимённым названием – “Fairport Convention”, одну из песен которого исполнила вокалистка с прелестным утончённым голосом и совершенно трагической судьбой Сэнди Дэнни. В 1978-м, за год до распада группы, Сэнди нечаянно упадёт с лестницы и от травмы головы через несколько дней скончается, оставив себя восхитительные песни, нереализованные планы, жизненные метания и самую светлую память!

Вот что-то подобное слышится мне и в песне “Autopsy” с дебютного альбома “Fairport Convention”. Слёзы сами наворачиваются на глаза, а если ещё и настроение печальное, если на душе грусть и тоска, то не разреветься получается с большим трудом. По крайней мере, “Autopsy” ещё ни разу не оставляла моих глаз сухими, когда я слушал эту песню в период безответной любви или иных душевных потрясений. Именно поэтому я хочу, чтобы обезоруживающий любого голос Сэнди Дэнди прозвучал именно в Декаде Танцев При Луне…

Почётное 53-е место – песня “Autopsy” группы “Fairport Convention”, 1968-й год.

 

52. Александра Шатилова: Баллада о матери (2008)

Александра Шатилова. Если это имя вам ни о чём не говорит – значит, вы читаете эти строки, когда час Сашиной славы ещё не пробил. Потому что те, кто её знают, прекрасно понимают, что популярность – всего лишь вопрос времени. С такими необычайными вокальными данными, прочувствованностью исполняемого материала, волевым характером и наслаждением от пения на музыкальном небосклоне просто должна загореться новая звезда! Обязана, не может не загореться!

Вокал всегда был основным содержанием в жизни Александры. Куда бы ни переманивала её судьба – на телевидение или в юридическую карьеру – сцена обязательно брала своё и возвращала певицу к родным пенатам! Как следствие, она решила оттачивать мастерство на профессиональном уровне и поступила в ГИТИС на отделение эстрадного вокала. Впрочем, одной эстрадой дело, конечно, не закончилось. Помимо французской песни и голливудских мюзиклов, страстным увлечением Александры стал джаз – а это, что ни говори, показатель отличного музыкального вкуса!

Певица записала несколько классических треков вроде “Route 66” и поняла, что мир музыкальных свершений огромен и глупо ограничивать себя искусственными границами. Поэтому вскоре Александра присоединилась в качестве вокалистки к рок-группе “My Funny Brain”. И продолжала открывать для себя новые музыкальные горизонты с целеустремлённостью, достойной Магеллана! В итоге певческий профессионализм, природная грация и артистичность, энергетика и талант приводят к тому, что люди, которые впервые слышат Александру Шатилову, буквально открывают рты!

Так было, в частности, в Мюнхене, где она отмечала 25-летие. В небольшом клубе “Eclipse” в тот день оказались двое нефтяных магнатов, которых по пути из Сибири в Швейцарию тяжкая доля застигла врасплох в Баварии. Когда они узнали, что Александра поёт, попросили исполнить её пару вещей. В итоге вечер фактически перерос в Сашин бенефис под аккомпанемент джазового оркестра. Бизнесмены пускали скупые слёзы, целовали Александре руки и с трудом подбирали слова выразить своё восхищение…

Но сейчас, в декаде танцев при луне, я бы хотел поставить совсем другую вещь. Некоторые бонзы от отечественной музыки считают песню «Баллада о матери» «совковой» и на этом основании отвергают её право на жизнь и исполнение в современном обществе. Стихи баллады написал Андрей Дементьев, музыку – Евгений Мартынов, а получившуюся песню впервые исполнила София Ротару. В этом отношении советские корни композиции очевидны. Однако всё ли, связанное с тем режимом, было однозначно негативным и не советский ли народ победил нацизм? Впрочем, оставим в стороне споры вокруг культурного наследия и поговорим о песне.

Точнее – о сюжете и тех эмоциях, которые возникают, когда слушаешь «Балладу о матери». Когда я впервые услышал её в исполнении Саши, слёзы как-то сами навернулись на глаза… И с тех пор, по большому счёту, мало что изменилось! Достаточно дождаться призыва «Алексей, Алёшенька! Сынок!», как что-то словно переламывается в душе. Понятно, что с течением времени в репертуаре Александры появляются новые песни, но «Баллада о матери» остаётся для меня некоей путеводной звездой. Когда в жизни возникали трудные ситуации и гнев иногда застилал глаза, достаточно было вспомнить балладу – и ты сразу успокаивался, понимая, за что можно любить человека! За ту красоту, которую она несёт в себе всем нам!

Пятьдесят вторая строка – «Баллада о матери» в исполнении Александры Шатиловой, 2008-й год.

 

51. Bert JanschKingfisher / “Avocet” (1979)

Берт Джанш. Это имя, кажется, не на слуху у отечественных слушателей. Поклонники психоделии и хиппи могут знать его по группе “Pentangle”, а гитаристы-виртуозы наверняка пытались научиться знаменитой джаншевской “Angie”. Но в целом Берт Джанш находится в тени интересов музыкальной публики – совершенно незаслуженно и зря! Потому что «гитарист гитаристов», как его давно прозвали, он на седьмом десятке играл так, что возникало желание выбросить пластинки молодых рокеров за ненадобностью и отсутствие энергетики!

Герберт Джанш (удивительно похожий, кстати, на мою бабушку) родился в Шотландии в 1943 году. Ради музыкального образования перебрался из родного Глазго в Эдинбург, а уже в 60-е его звезда зажглась на Лондон и всю Британию. Берт Джанш стоял у истоков ренессанса фолк-музыки в Англии и стал крупнейшим шотландским музыкантом первой волны этого возрождения. Активно набиравшие тогда высоту “Led Zeppelin” позаимствовали у Джанша песню, слегка изменив название. «Британский Боб Дилан», совершенно в духе фолк-музыки, шотландец перекрестил их полёт и продолжил заниматься своими делами! Не то, что нынешнее племя…

С 1967 по 1973 год Джанш играл в культовой в своих кругах группе “Pentagle”. В 1980-м он вернулся в коллетив и с разной степенью активности выступал с группой пятнадцать лет. Однако даже и в это время Берт Джанш успевал записываться сольно и давать многочисленные концерты. Вдвоём с гитарой он выступал вплоть до самой своей смерти от рака в 2011 году…

Такая тяга к одиночеству, даже затворничеству, нашла отражение в его музыке. Характерно, что Джанша не особо послушаешь с кем-нибудь: рука сама тянется переключить на что-то менее заумное и более весёлое… Зато когда тебе грустно, дождь барабанит за окном или ты вспоминаешь давнюю безответную любовь – музыка Джанша магическим образом буквально воспроизводит то, что у тебя в данный момент на душе!

Вот и композиция “Kingfisher” – одна из моих самых задушевных. Есть в ней нечто такое, что трогает до глубины души, погружает в самую хмурь осеннего беспокойства, а затем успокаивает, утешает. Бывает, слушаю я “Kingfisher” – нет-нет, но и вспомню ненароком Катю Тушканову… Но это личное. А вот удивительно возвышенную печаль, я думаю, уловит в музыке Джанша каждый! И пускай она очистит и заживит растревоженную дущу!

Пятьдесят первая строка – композиция Берта Джанша “Kingfisher” с альбома “Avocet”, 1979-й год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.