История виски: Glenfiddich

В «Автоответчике» давно не появлялось материалов о мировых брендах виски. С приближением Нового года этот пробел вполне оправданно можно восполнить. И если ранее нами были освещены шотландский и ирландский виски, а также американский бурбон, то сегодня мы вновь говорим о традиционном скотче. Интересно, что поводом для возвращения к теме виски послужила кинематография, а именно фильм «9 ярдов» с Брюсом Уиллисом и Мэтью Перри. Тем, кто помнит эту картину, станет сразу понятно, почему тема нынешней статьи – гордый шотландский Glenfiddich. Те же, кто эту связь пока не осознал, – сможет найти ответ ниже. Итак, история виски: Glenfiddich.

Glenfiddich 12

 

Гленфиддих, или Долина оленей

Американец Jack Daniel’s легко узнаваем во всём мире по квадратной бутылке с чёрно-белой этикеткой, шотландец Johnny Walker – по силуэту прогуливающегося джентльмена с тростью, а Grant’s – по бутылке треугольной формы. Glenfiddich, в свою очередь, известен по оленьим рогам! Но и упоминание имени Уильяма Гранта тоже неслучайно: именно он и стоит у истоков виски Glenfiddich. Мастер скотча, У. Грант решил создать виски, который бы не имел аналогов в самой Шотландии, которая славится особой любовью к национальному напитку и жители которой прекрасно разбираются в изысканности вкуса и аромата односолодового виски.

Тем удивительнее успех и мировое признание Glenfiddich, если учесть, что Уильям Грант был сыном простого портного из Даффтауна. Однако с самого детства он упорно познавал секреты вискокуренного мастерства и экономил на всём, мечтая открыть собственное дело. В итоге первые перегонные кубы были приобретены им за весьма скромную сумму, что, впрочем, не помешало эффективности производства Гранта. А ещё удивительней то, что в отличие от многих других заводов, которые выкупались крупными корпорациями или вовсе национализировались, компания Grant’s всегда оставалась и вплоть до настоящего времени находится в руках семейства Грантов.

Нынешний директор William Grant’s & Sons Питер Гордон называет независимость важнейшим фактором качества виски: «С моего прапрадеда Уильяма Гранта, построившего вискокуренный завод 125 лет назад, мы всё также продолжаем создавать замечательные виски невообразимой глубины, оригинальности и разнообразия. У нас семейный бизнес, и, потому, мы можем с лёгкостью влиять на процессы создания виски, что обеспечивается только независимостью».

А начиналось всё ещё в XIX веке. В 1886 году Уильям Грант построил вискокурню, имя которой дала располагавшаяся рядом оленья долина, как, собственно, с гэлльского языка и переводится “Glenfiddich”. Оленьи рога можно встретить также на этикетке Jägermeister, поэтому будьте внимательны и не путайте! Интересно также и название источника, откуда бралась вода для виски Glehfiddich – Robie Dubh, то есть Роби Дуб. Созвучие с русским названием дуба неслучайно. Грант с самого начала решил использовать сорта виски выдержкой не менее 12 лет. Виски выдерживался в дубовых бочках возрастом в несколько десятков лет, вследствие чего цвет напитка приобретал светло-золотой оттенок. При этом аромат виски получался настолько изысканным, что вплоть до настоящего времени мастер вискокурни руководствуется исключительно запахом виски и даже не пробует его на вкус!

Glenfiddich est. 1887

Всё это сделало Glenfiddich одним из самых популярных односолодовых виски в мире. Напомним, понятие «односолодовый» свидетельствует о том, что в данном виски использовался только один, как правило, элитный сорт солода, в то время как в купажированным односолодовый виски разбавлен менее ценными сортами, включая зерновой спирт. Glenfiddich не такой. Чистота и качество этого скотча подтверждено многими престижными наградами.

В своё время дело даже дошло до настоящего спора между Chivas Regal и Glenfiddich. Если представители первой марки считали, что потребитель вряд ли сможет оценить по достоинству чистый ячменный виски, то в Glenfiddich исходили из того, что достаточно поднять планку, чтобы любитель виски понял: бывают не только сладкие купажи, но и неоднозначные, но имеющие право на интерес публики односолодовые виски. Пари разгорелось в 1963-м, и за прошедшие полвека стало понятно, что массовость купажированного виски никто не отменял, но и односолодовые виски заслужили репутацию пускай сложных на вкус и восприятие образцов, но от этого даже ещё и более интересных для ценителей. И так как Glenfiddich были одними из первых, кто сделал решительный шаг в декламации односолодового виски, то практически сразу же стали самой популярной маркой соответствующего сегмента, заняв целую треть всего рынка сурового аутентичного скотча.

Стоит заметить, что с самого начала популяризации Glenfiddich этот виски поставлялся в основном в магазины беспошлинной торговли, duty free. При этом Гранты выступили ещё и новаторами в области упаковки бутылок. Одними из первых они начали упаковывать их в картонные коробки и металлические тубусы, благодаря чему марка стала ещё более узнаваемая и популярная. Занятно, что компания стала настолько крута (другого слова и не подберёшь), что в 1972 году запустила собственную награду для продуктов Glenfiddich Food and Drink Awards, однако в 2008-м решила отказаться от неё и всё внимание уделить производству виски.

 

От 12 до 50

Речь, конечно, не о возрасте ценителя марки, поскольку в двенадцать ещё рановато, а пятьюдесятью годами не может ограничиваться даже стаж дегустации. От 12 до 50 лет – столько выдерживается в бочках виски Glenfiddich. На этом основании выделяются следующие коллекции.

Glenfiddich_all

Glenfiddich 12. Ценители характеризуют 12-летний виски как обладающий «приятным фруктовым ароматом, в котором главная роль отводится груше». Цвет бутылки – зелёный.

Glenfiddich 15. Гленфиддих этого возраста больше всего известен, наверное, благодаря, особому способу выдержки. Хранится он в бочках трёх типов – из-под хереса и старых и новых дубовых. «Женитьба» в специальных бочках Solera придаёт виски различные нотки тёплых пряностей, верескового мёда и хереса. Цвет бутылки – бордовый.

Glenfiddich 18. Настоящий мужской скотч. Его фруктовый вкус называют сложным и отмечают нотки дуба. Цвет бутылки – коричневый.

Glenfiddich 21. Заключительные четыре месяца 21-летнего томления этот виски проводит в бочках из-под карибского рома. Во вкусовой гамме преобладает ирис и карамель. Цвет бутылки – фиолетовый.

Glenfiddich 30. Выдерживается в бочках из-под бурбона и хереса. Во вкусе и аромате выделяются фрукты. Цвет бутылки – синий.

Glenfiddich 40. Всего было выпущено 600 бутылок, и каждая из них была подписана лично Питером Гордоном, прапраправнуком Уильяма Гранта. Цвет бутылки – белый.

Glenfiddich 50. Односолодовый виски, который выдерживался в бочках 50 лет. Есть подозрение, что лично мне в жизни вряд ли выпадет случай сделать хотя бы глоток этого скотча. Во-первых, здесь также ограниченный тираж – всего 500 бутылок. Во-вторых, цена… В 1991 году на лондонском аукционе целых девять ящиков 50-летнего Glenfiddich были проданы по баснословной цене – 5 тысяч долларов за бутылку. Да, более чем за двадцать лет цены сильно изменились. Чтобы было понятнее, сегодня цена Glenfiddich 50 years old может достигать миллиона рублей за бутылку! Поэтому девять ящиков – это целое состояние!

50-year-old Glenfiddich Single Malt Scotch Whisky 3

Сегодня флагман продуктовой линейки вискокурни представлен Glenfiddich Malt Scotch Whisky 50 Y.O. Серия в 450 бутылок была представлена летом 2009 года и с тех пор распродаётся партиями по 50 ежегодно выпускаемых на рынок бутылок.  Данный скотч получен в результате марьяжа двух бочек, заполненных в 1955 и 1957 годах. Так как попробовать виски у автора статьи нет совершенно никакой возможности, приходится опираться на описания из пресс-релизов и рецензий экспертов:

«Под влиянием времени Glenfiddich 50 YO приобрёл чувственную мягкость и яркий аромат, в котором узнаются цветочные ноты, листья зелёного табака, дуб и присутствует лёгкий намёк на дым. Невероятная сладость отличает вкус этого виски – в нём узнаётся апельсиновый джем, ноты ванили и ирисок. Вслед за ними каскадом чередуются оттенки цветов, фруктов и трав, сменяемые шелковистыми танинами дуба и мягкой дымностью в длительном сухом исполнении».

А ведь виски Glenfiddich могло бы и не быть…

 

Расцвет и слава Glenfiddich

Уильям Грант был не только мастером своего дела, влюблённым в виски, но и вообще – любвеобильным мужчиной. Супруга родила ему девятерых детей, и все они в той или иной мере участвовали в производстве виски. В первое время марка не могла похвастаться крупной группой поклонников. Но счастью Glenfiddich помогло несчастье другого бренда виски – Glenlivet. На этой вискокурне произошёл пожар, и жители той самой долины оленей, Гленфиддих, оказались «вынуждены» покупать и пить одноимённый скотч. В итоге они его хорошенько распробовали, оценили по достоинству и потребовали добавки! В итоге внук Уильяма Гордон Грант во время сухого закона в 1923 году не только не ослабил, но и увеличил ещё производство виски Glenfiddich.

Спустя четыре десятилетия, в 1957 году, Гордон Грант ввёл в производственный цикл медные перегонные кубы, а в 1959-м – устроил собственную бондарню. Хорошо известно, что бочки играют едва ли не важнейшую роль в приготовлении виски. А ещё через два года, в 1961-м, у Glenfiddich появилось сегодня совершенно узнаваемое «лицо», точнее – хранилище. Художник Ханс Шлегер создал фирменную трёхгранную бутылку, в которую разливаются как Glenfiddich, так и Grant’s.

К XXI веку виски Glenfiddich подошёл в своей лучшей форме. Причём как в смысле качества, так и раскрученности бренда. В начале статьи мы упомянули фильм «9 ярдов». Так вот герой Мэтью Перри, скромный дантист, заводит знакомство с женой киллера, у которого он заказан, за бокалом именно Glenfiddich.

Метью Перри Гленфиддих 9 ярдов

Гленфиддих шагнул даже в мультипликацию. Так, в 17-й серии 8-го сезона «Гриффинов» Брайан Гриффин, оказавшись запертым со Стьюи в банке, признаётся, что хранит в ячейке пистолет на случай самоубийства и 12-летний Glenfiddich. (Вот, кстати, ссылка на интересную статью про то, что пьют в мультфильмах).

Брайан Гриффин Гленфиддих

 

Каждый год важен 

Повторю однажды уже высказанную мысль, что говорить о виски – занятие, интересное разве что для развития кругозора. Если ты не пробовал виски, то что могут сказать медоточивые сентенции типа: «Вкус наполнен сливочным мотивами, нюансами ирисок и цветов. Послевкусие виски Glenfiddich продолжительное и довольно приятное» и прочее. Между тем, 2014-й год постепенно подходит к завершению. И вместе с ним мы сами можем и должны подвести итог сделанному за год. И, может быть, отпраздновать достижения бутылочкой Glenfiddich! Тем более что и слоган марки созвучен этому призыву: “Every year counts” – «Каждый год имеет значение». Существуют также и производные: «День – это шаг, год – это танго» или «День – это мысль, год – это философия». Какие итоги года подведём мы? Главное, кажется, чтобы итоги в принципе были! А каким виски в преддверии Нового года его праздновать – дело каждого лично.

А вот ещё статьи о виски

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.