Кто написал «Город золотой»?

27-го ноября знаменитому музыканту, радиоведущему и бессменному лидеру «Аквариума» Борису Гребенщикову исполнится 60 лет! К этой памятной дате «Автоответчик» запускает первую в истории блога «акцию» — «БГ — 60″! Весь ноябрь — статьи, тем или иным образом связанные с творчеством Гребенщикова и группы «Аквариум». И первая статья из этого цикла посвящена проблеме авторства всем известной песни «Город».

В первой половине 80-х, когда Б. Гребенщиков стал исполнять «Под небом голубым», музыкант сам признавался, что не знает истинных авторов песни. Чуть позже ситуация прояснилась и стала выглядеть следующим образом: мелодию в XVI веке написал итальянский лютнист Франческо да Милано, текст сочинил поэт Анри Волохонский в Париже, а совместил музыкальную и лирическую стороны легендарный «Хвост» — Алексей Хвостенко. Причём мелодия стала популярна среди советских слушателей после выхода пластинки «Лютневая музыка XVI — XVII веков», которую записал в 1970 году некто «В. Вавилов».

 26-1

Миру известно множество мистификаций. В литературе это Ромен Гари и Николай Солодовников, в культуре в целом – «Ленин-гриб» Сергея Курёхина, а в музыке – советский гитарист и лютнист, исполнитель и композитор Владимир Фёдорович Вавилов. На пластинке «Лютневая музыка XVI – XVII веков» Вавилов переиграл произведения английской народной музыки времён королевы Елизаветы, а также итальянских классиков масштаба Джулио Каччини и Франческо да Милано. Того самого, которому до недавнего времени приписывалось авторство мелодии «Под небом голубым»! Почему «приписывалось»? Давайте обо всём по порядку.

 26-2

Сегодня новейшие исследования это подтверждают, но вот для советской музыкальной номенклатуры такой поворот сюжета был бы неожиданным и явно поставил бы крест на возможности самой мысли об издании «Лютневой музыки»! Всё дело в том, что автором всех музыкальных произведений, кроме «Зелёных рукавов», выступил… сам Владимир Вавилов! На мистификацию композитора сподвигло желание поделиться с миром созданной им музыкой, которую бы никто в советское время не опубликовал по причине неизвестности рядового сочинителя, а также недопустимых названий вроде “Ave Maria”! Поэтому Владимир Фёдорович крепко подумал и приписал авторство созданных им мелодий авторитетам XVI – XVII веков!

Ту же “Ave Maria” Вавилов приписал Каччини, «Ричеркар» – Николо Нигрино, «Павану» – Винченцо Галилеи, «Чакону» – Гансу Найзидлеру, «Пастуреллу» – Жану Байфу, «Гавот» – Дени Готье, а ещё две песни, три ричеркара и одну сюиту для лютни – Франческо да Милано! Впоследствии Анри Волохонский положит на мелодию канцоны этой сюиты стихи, а Алексей Хвостенко впервые исполнит песню «Город золотой», который станет абсолютным хитом «Аквариума», начиная с середины 80-х! Но тогда, в 1970-м, никто и представить не мог, что все сочинения принадлежат не указанным деятелям Возрождения, а самому Владимиру Вавилову!

Франческо Канова да Милано (1497 – 1543 гг.) – выдающийся лютнист Италии, который современниками был прозван «божественным». Его «Семь книг для лютни» были признаны в Европе повсеместно, а их автор служил придворным лютнистом сначала при герцоге Гонзаго в Мантуе, а затем у кардинала Медичи во Флоренции и у папы Павла III в Ватикане. На месте захоронения да Милано в XVIII веке была построена знаменитая миланская опера Ла Скала. Вот и получилось, что не одно десятилетие музыка «Города» приписывалась выдающему лютнисту Италии, а не скромному советскому мистификатору, написавшему «Канцону» спустя почти полтысячелетия после да Милано!

26-3

Одним из первых подлог «во спасение» обнаружил профессор Московской консерватории Шандор Каллош. Он досконально «разобрал» пластинку и пришёл к однозначному выводу, что музыкальные произведения не имеют отношения к лютне в принципе… И уж тем более приписывание их да Милано и Нигрино – нечто сродни святотатству! Исключением стали, естественно, всем известные «Зелёные рукава», на которых, по всей видимости, Вавилов и пытался «выехать» из ситуации, в которую, из благородных побуждений, он сам себя и поставил.

Собственно, песня “Greensleeves” появилась в Англии не позднее XVI века. Считается, что автором текста к известной народной мелодии выступил король Генрих VIII, посвятивший строки Анне Болейн, сердца которой он тогда добивался. Характерно, что указание именно зелёного цвета рукавов – явный эротический штрих, ведь на платье этого цвета оставались не так заметны следы травы после любовных утех на лоне природы… Так что Генрих VIII был тот ещё совратитель, хотя с Анной оказался честен и взял её в жёны, бесчестно бросив при этом первую…

На столь авторитетную балладу и поставил Вавилов! За нею, как за стеной, все прочие вещи могли сойти за музыку трёх-, четырёхсотлетней давности… И ведь сошли! Причём получилось всё настолько естественно, что в 1986 году на диске «Десять стрел», где впервые прозвучала аквариумная запись песни, в качестве композитора значился Франческо да Милано!

26-4

В 2013 году исполнилось 40 лет со дня смерти Владимира Вавилова… Но его музыка жива в вечности! И в очередной раз восхищаешься непреодолимой силой таланта, ратующего не о себе в искусстве, а об искусстве для всех!

Популярные статьи «Автоответчика»

Аниматоры-team Странные иконы Гиннесс
Профессия — аниматор Странные иконы День Гиннесса

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.