«Остров» Псоя Короленко

Это статья для тех, кому лень искать и разгадывать заумные словосочетания Псоя Короленко в его песне «Остров, где всё есть».

Для тех, кто не в теме, поясним. Есть такой «городской сумасшедший», интеллектуал и автор песен Павел Эдуардович Лион, который взял себе псевдоним Псой Короленко. Писатель Владимир Короленко – по творчеству которого, кстати, наш герой защитил диссертацию – как-то вспоминал, что его вполне могли назвать по святцам Псоем, поскольку он родился в день этого святого. Отец писателя всё-таки одумался, а этот эпизод взял себе на заметку тот самый перфомансье, известный в узких кругах как Псой Короленко. Так вот, у последнего есть песня, которая называется «Остров, где всё есть». Полный текст приводить не будем, тем более что есть возможность увидеть запись выступления в интернете. Главное, что автор здесь решил подшутить над всем и каждым и заполнил текст песни многочисленными именами, вещами и явлениями, которые и составляют совокупность всего, что есть на этом острове.

А вот извольте-ка посмотреть

На этот остров – остров, где всё у нас есть…

И дальше как раз и идёт перечисление всего, что «у нас есть», с обязательным замечанием в конце каждого куплета «И всё, всё, всё – и это ещё не всё!». Ну вот решил Псой Короленко экстравертировать в мир свой богатый интеллект! Разумеется – употребив кучу выражений, которые не всем известны. Такой бредово-интеллектуальный стёб, позволивший многим пользователям интернета окрестить Псоя «отцом Эдуарда Сурового», причём применительно именно к «Острову».

После короткого пояснения перейдём, наконец, к построчному разбору текста. Будем опускать известные или полуочевидные моменты и остановимся более подробно на псоевских выкрутасах. Итак, «лавровый лист» и «Георгиевский крест» – понятно. Коралловая роща в океанах и нефритовый пест в китайской культуре тоже более-менее ясны. Идём далее, оставляя в стороне всем известные «клавиши Баха», «скрипку Страдивари» и «шапку Мономаха». Доходим до «трубки Магритта» и вот здесь впервые останавливаемся всерьёз.

09-1

Рене Магритт – бельгийский художник, писавший в стиле сюрреализма таинственные, но в то же время остроумные полотна. На одной из самых известных его картин изображена та самая трубка, под которой написано «Это не трубка». Здесь на память приходит вопрос из телеигры «Сто к одному»: что вы представляете при слове «молоко»? Обычно отвечают «корова» или что-то в этом роде, – и только 11% респондентов сообщили, что при слове «молоко» они представляют… молоко! Примерно то же самое имел в виду и Магритт. Изображая трубку, он давал наблюдателям понять, что образ предмета – это не сам предмет! Вот такая философия, воплощённая в красках.

И счётчики Гейгера, и чёточки Альцгеймера.

На первых останавливаемся мимоходом: ещё из школьной программы известно, что счётчик Гейгера – изобретённый в 1908 году прибор для вычисления попадающих в него ионизирующих частиц. С чётками Альцгеймера посложнее, потому что известны они либо таким интеллектуалам, как Псой Короленко, либо людям, столкнувшимся с болезнью Альцгеймера (не только пациентам, но и их родственникам и врачам). С целью повысить концентрацию внимания страдающим данным заболеванием дают чётки, чтобы через стимуляцию нервных окончаний в кончиках пальцев активизировать определённые отделы мозга. Давно подмечено, что перебирание чёток большим и указательным пальцами снимает напряжение, ослабляет головную боль и нормализует дыхание. Медицински обоснованный, этот механизм и лёг в основу чёток Альцгеймера.

И локоны Эйнштейна, и тапки Витгенштейна.

09-2

Не так широко известно, что с останками великого физика Альберта Эйнштейна проводили массу операций, которые некоторые прямо называют «издевательствами». Патологоанатом Томас Штольц Харви извлёк из черепа скончавшегося Эйнштейна мозг, который хранился в формальдегиде несколько десятилетий в составе 240 рассечённых частей. Причём всё это время настоящую «охоту» на мозг учёного вели музеи, миллионеры и раввины, которые хотели предать его, как и положено, земле. Впоследствии выяснилось, что в сохранности остались и глазные яблоки Эйнштейна, которые офтальмолог Генри Абрамс также успел извлечь из тела физика до кремации последнего и хранил их много лет в банковской ячейке. Традиция хранить локоны также известна. В Англии, например, тщательно берегут локоны Ньютона. А что же с локонами Эйнштейна? Думается, локоны Эйнштейна – это просто локоны Эйнштейна, какие мы наблюдаем на его хрестоматийных фотографиях… Не надо всё усложнять: Псой Короленко только того и ждёт!

С «тапками Витгенштейна» сложнее. Кажется, даже сам Людвиг Витгенштейн, представитель аналитической философии, не очень понимал этот феномен. Его собака каждый день приносила ему тапки, а мыслитель задавался вопросами: уверена ли собака, что я приду послезавтра? может ли она симулировать боль? осознаёт ли она, зачем мне нужны тапки? И так далее в том же роде. Поэтому получается, как в старом анекдоте: если бы Витгенштейн выдрессировал свою собаку строить дома, то всё равно задумывался бы: понимает ли собака, что форма кирпича – параллелепипед? представляет ли она предназначение жилища? и т.д. Ох уж эти философы! Лучше оставим их в покое…

И маятник Фуко, и сам Фуко,

И другой Фуко, и Умберто Эко.

Маятник Фуко – это изобретение французского астронома Жана Фуко, которое экспериментально доказывает суточное вращение земли. Смысл такой демонстрации сводится к следующему. Берём нить и подвешиваем на неё тяжёлый шар, после чего отводим «снаряд» в сторону и отпускаем. В идеальных условиях, без влияния боковых сил и прочего, шар будет двигаться по дуге, которая сверху должна выглядеть как постоянно сокращающаяся прямая линия. Но это в идеале. На нашей планете шар начинает смещаться в сторону, тем самым, собственно, и демонстрируя суточное вращение земли.

Эксперимент тем нагляднее, чем длиннее нить и тяжелее груз. Именно поэтому многие научные школы стремятся внести элемент соревнования в данный эксперимент. Сам Фуко использовал нить в 11 метров, благо высота Парижской обсерватории позволяла. Затем эксперимент был повторён в Парижском же Пантеоне, причём на этот раз длина стальной нити составила уже 67 метров. В советской России, в Исаакиевском соборе в Ленинграде, длину маятника Фуко увеличили до 98 метров. Но смысл изобретения от этого не меняется…

09-3

Маятник Фуко в аудитории 403 АлтГТУ им. И.И. Ползунова в Барнауле

«Другой Фуко» – это французский мыслитель и культуролог XX века Мишель Фуко, который в своей философии опирался на психоанализ и пытался вскрыть ключевые проблемы современности с точки зрения культурных моделей. Среди его значимых произведений – «История безумия в классическую эпоху», «Рождение клиники», «Слова и вещи» и «История сексуальности». А по жизни он запомнился бритым наголо черепом и пропагандой гомосексуализма, так что и говорить о нём нечего…

09-4

А вот об итальянском историке средневековья и писателе Умберто Эко можно говорить сколь угодно долго! Чего стоит хотя бы его уже ставший хрестоматийным роман «Имя розы», в котором он в детективной форме решил запечатлеть тот огромный массив сведений, которые собирал долгие годы в ходе своих научных изысканий. Но в контексте песни Псоя Короленко на первый план выходит, разумеется, другой роман, название которого мы уже можем предвосхитить, – «Маятник Фуко».

И только слушатель начинает находить связь между маятником Фуко, самим Фуко, другим Фуко и Умберто Эко, как Псой Короленко резко падает в область торговых марок:

И ботинки Ecco, и продукты эко,

И курочка El Pollo Loco.

09-5

С ботинками Ecco всё ясно – датский бренд, основанный в 1963 году Карлом Тусбаем. А от очевидных эко-продуктов автор моментально переходит к фаст-фуду, причём к такому, который может быть на слуху у таких же изредка-эмигрантов, как и сам Псой. «El Pollo Loco» – это сеть ресторанов быстрого питания, специализирующихся на жареных курочках в мексиканском стиле. Само словосочетание «el pollo loco» испанское и переводится на английский как «crazy chicken», дословно – «курочка-дурочка». Шучу, конечно – «курица, от остроты которой вылезают глаза из орбит», примерно так. Разумеется, в данном случае Короленко играет со слушателем в кошки-мышки, потому что на слух вряд ли можно разобрать «курочка эльпололоко», а открывая текст песни и вбивая в поиске «el pollo loco», попадаешь разве на англоязычную википедию, перевод соответствующей статьи которой мы только что и привели – каемся…

Всё, в первом куплете сложностей больше нет. Далее по тексту – стерилизованное и натуральное молоко, натуральные кудри и три вида мест в соответствии с их функциональными возможностями. Переходим ко второму куплету. Вначале тоже всё ясно – на острове присутствует шесть видов мозгов, три вида носков, а также «новые решения от скуки и тоски». В целом, вообще здесь нет вопросов, кроме строчки:

И стихи и проза, и паксил, и прозак.

09-6

И паксил, и прозак – это лекарственные препараты от депрессии. Действующим веществом паксила является пароксетин, а прозака – флуоксетин. Различия этих таблеток в том, что паксил показывают к применению в случае всех типов депрессий, включая посттравматическое стрессовое расстройство, а прозак – при депрессии, нервной булимии и обсессивно-компульсивных расстройствах (навязчивые мысли). По сути, прозак – это антидепрессант-ингибитор обратного захвата серотонина.

Переходим к третьему куплету:

И розовые бантики, и некроромантики,

И книга Апресяна по лексической семантике.

09-7

На память невольно приходит строчка «и сам Фуко, и другой Фуко», потому что в случае с Апресяном – то же самое: их много! С 1994 года сектором этики Института философии Российской Академии Наук руководит Рубен Грантович Апресян – но это не он! В органах госбезопасности СССР в 1920 – 1930-е годы служил Дереник Захарович Апресян. Это тоже не он, но уже совсем «тепло». Дереник Захарович владел 48 языками!!! И его наследник пошёл по стопам отца и стал крупнейшим отечественным лингвистом. Именно Юрий Дереникович Апресян и написал книгу «Лексическая семантика», по которой защитил докторскую диссертацию. И именно эта книга есть на псоевском острове! Хотя если следовать логике того, что там «есть всё», то не только книга должна быть на острове, но и все перечисленные Апресяны!

Из малоизвестных широкому кругу читателей авторов следует граф Лотреамон – французский поэт и прозаик, предвосхитивший символизм во Франции. Ключевое произведение Лотреамона – «Песни Мальдорора». Но это к нашей теме отношения, пожалуй, не имеет.

Пропускаем цитрамон и анальгин и движемся к перечислению произведений литературы и кинематографа. Здесь нет смысла останавливаться подробно, ограничимся лишь кратким описанием нон-стоп. Итак, «Три сестры» – пьеса А.П. Чехова (1900 г.). «Клоп» и «Баня» – пьесы В.В. Маяковского (обе – 1929 г.). «Четыре комнаты» – американская телекомедия в четырёх новеллах режиссёра Эллисона Андерса (1995 г.). «Пять вечеров» – фильм Никиты Михалкова (1978 г.). «38 попугаев» – советский мультипликационный сериал (1976 – 1991 гг.).

«8 с половиной» – фильм-шедевр от Федерико Феллини (1963 г.). «My cousin Winnie», или «Мой кузен Винни» – фильм режиссёра Джонатана Линна (1992 г.). «Обыкновенное чудо» – экранизация Марка Захарова одноимённой пьесы Евгения Шварца (1978 г.).

В следующем куплете после некоторых устойчивых выражений пояснить следует разве то, что «Русский человек на рандеву» – статья Н.Г. Чернышевского, появившаяся как реакция на повесть Тургенева «Ася». Собор святого Вита – кафедральный собор в Праге, резиденция пражского архиепископа, которая, на самом деле, является собором трёх «в» – Вита, Вацлава и Войтеха. «Две большие башни, ни одна ещё не сбита» – это, разумеется, башни-близнецы Всемирного торгового центра, сбитые 11 сентября 2001 года.

«Чёрная уздечка на белой кобылице» в своё время являлся еврейским спектаклем для своих, но с течением времени постепенно превратился в театральную классику. «Чёрная речка для северной столицы» вряд ли требует комментариев: это река, впадающая в Большую Невку в районе Аптекарского острова. Напомнить нужно разве только то, что именно здесь произошла роковая дуэль А.С. Пушкина, закончившаяся смертью поэта.

Наконец, в заключительном куплете начинается вакханалия мысли и фантазии. Казалось бы, что за бред – акафист Феликсу Эдмундычу Дзержинскому! Ведь акафист – это молитвословие, произносимое перед иконой стоя. А Дзержинский – персонаж если и имеющий отношение к христианству, то, пожалуй, антихристианское… Но нет – акафист Дзержинскому существует! Подобные явления возникли в России в 1990-е годы, когда самовольному раскольническому «прославлению» подверглись Иван Грозный и Распутин, Сталин и Ленин. Дзержинского эта чаша также не обошла. Кроме того, помимо акафистов, в некоторых московских храмах можно обнаружить и иконы перечисленным персонажам…

Леонид Ильич в нашей стране, конечно, один – это Брежнев! Он родился в Каменском Екатеринославской губернии, ставшей теперь Донецкой областью Украины, а сам населённый пункт получил название Днепродзержинска! С мятным пепперминтом и сочным джусифрутом всё понятно. И пояснений требуют только

Песенки Чуковского на музыку Чайковского,

И книжки Маяковского с картинками Маковского.

Очевидно, что пары этих деятелей появились благодаря созвучию фамилий. Корней Иванович Чуковский – русский поэт и детский писатель, который составил свой псевдоним одновременно из настоящих имени и фамилии: его звали Николай Васильевич Корнейчуков. Пётр Ильич Чайковский – классик отечественной музыки, Маяковский – поэзии, а Маковский – изобразительного искусства.

У внимательного читателя должен остаться только один вопрос: позвольте? А почему же пропущены «16 докторов»? Мы могли ответить пафосно: мол, в каждом произведении искусства должна оставаться хотя бы одна неразгаданная тайна, предоставим исследование шестнадцати докторов читателям и т.д. Но всё это неправда! Сказать, по совести, мы просто не сообразили, что докторами могли оказаться не врачи, а… богословы! Да, именно 16 докторов богословия дали заключение о характере видений Жанны д’Арк, после чего последнюю отправили на костёр. Да, мы просто не догадались поискать в интернете таким образом, поэтому всё-таки одна неразгаданная тайна осталась! Хотя, постойте… Концовочка в стиле Псоя Короленко вышла, не правда ли?

В заключение — один фотофакт. В 2012 году Псой Короленко вышел в мир, если так можно сказать о программе «Минута славы» на Первом канале. Перед зрителями и жюри в составе Александра Маслякова, Сергея Юрского и Ларисы Гузеевой он исполнил как раз тот самый «Остров, где всё есть». Видео можно найти в интернете, а мы ограничимся реакцией Ларисы Гузеевой на выступление Псоя…

09-8

 

Популярные статьи «Автоответчика»

Аниматоры-team Странные иконы Гиннесс
Профессия — аниматор Странные иконы День Гиннесса

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.