Å #44. То секам, а то пал

Вот так и вся наша жизнь – то Secam, а то Pal.
То во поле кранты, то в головах Спас.
Вышел, чтоб идти к началу начал,
Но выпил и упал – вот и весь сказ.

Вот так и вся наша жизнь: то SECAM, а то PAL, то во поле кранты, то в головах спас. О чем песня Бурлак (1992) Бориса Гребенщикова?

Песня «Бурлак» гармонично вписывается в иллюстративный ряд «Бурлаков на Волге» и прекрасно характеризует смутное время российской истории начала 90-х. При этом символический ряд, как маятник, затрагивает образы от колоколов и барышень до «секам» и «пал». Для тех, кто слушал «Русский альбом» в год выхода, в 1992-м, пояснять, что это такое, не имеет смысла – они сами пояснят и покажут. А вот поколению миллениалов стоит сообщить ряд технических нюансов.

Дилемма Pal-Secam в советской России отсутствовала. Проблема появилась вместе с проникновением в уже демократическую страну импортных видеомагнитофонов, которые нужно было совместить с нашими телеприёмниками. Итак, мы уже поняли, что Secam и Pal – это телевизионные стандарты. И так как это аббревиатуры, то писать их правильно заглавными буквами.

Стандарты PAL и SECAM и причём здесь песня Гребенщикова Бурлак

SECAM (séquentiel couleur avec mémoire) представляет собой систему аналогового цветного телевидения, которую разработали совместно во Франции и СССР. Регулярное вещание в этом стандарте стартовало 1 октября 1967 года одновременно в Париже и Москве, став первым европейским стандартом цветного ТВ. Здесь мы не будем вдаваться в подробности, как к цветоразностным сигналам красного и синего добавляется зелёный путём вычитания суммы сигналов из яркостного. Отметим лишь, что главная особенность SECAM – передача во время интервала одной строки только одного цветоразностного сигнала из двух, которые, таким образом, передаются по очереди.

PAL (phase alternating line) – другая система аналогового телевидения, которую в качестве стандарта приняли в 1966 году в большинстве стран Западной Европы. Как мы помним – за исключением Франции. Стандарт PAL можно назвать улучшенной версией распространённого в США протокола NTSC. Отличие от SECAM заключается не в принципах, а в качестве и скорости. Например, отклонение времени задержки для декодеров PAL не превышает 5 наносекунд, в то время как для SECAM – 30 наносекунд. В Советском Союзе выбор в пользу SECAM был обоснован ещё и тем, что для соответствующей аппаратуры не требовался дорогой на тот момент кварцевый резонатор. И ещё интересный факт: если плёнку SECAM смотреть в нужном стандарте, то она будет цветной на просмотр и чёрно-белой на перемотку, а в PAL – с точностью до наоборот.

Итак, если совсем просто, то PAL – стандарт аналогового телевещания в Европе, SECAM – в России. В песне «Бурлак» Гребенщиков признаёт, что родину раскачивает то в одну, то в другую сторону. Вот и получается: «То во поле кранты, то в головах Спас». Метафора глубоко засела в головах слушателей и музыкантов. Например, её повторяет Ольга Арефьева в песне «Саван» с альбома «Авиатор» (2010): «Ты понимаешь Pal, а я знаю только Secam».

Остальное в толковании PAL-SECAM, пожалуй, стоит оставить на суд меломанов. А к образам «Бурлака» мы ещё обязательно вернёмся. Ведь тут и ушедший под воду град Китеж, который переливает колокольным перезвоном из-под тёмной воды, и стук в дверь, представляющий собой отсылку к евангелию от Иоанна. Последнее, о чём ещё можно упомянуть, – это актуальность аналоговых стандартов, в частности, нашего, «родного» SECAM. Сейчас, понятное дело, «цифра» стремительно вытеснила «аналóгово». Но когда вещание в системе SECAM прекратилось в России? Думаю, ответ вас удивит. Это произошло в 2019 году.

ЦИТАТНИК АКВАРИУМА

Цитатник Аквариума в контакте - сообщество про скрытые цитаты в песнях Бориса Гребенщикова
Присоединяйтесь ВКонтакте
Именно эта запись в VK

Читайте также: «Мой Ясный Свет»: ощущение смерти в песнях БГ 2008–2020 годов

Мой Ясный Свет: ощущение смерти в песнях БГ 2008–2020 годов

Надоело читать? Выбирай и смотри лучшие концерты Аквариума

Лучшие концерты Аквариума
#Да хранит тебя Изида | #Как я увижу тебя, когда прожекторы прямо в лицо | #Не плачь, Маша, я здесь | #Не то придёт изящна и курноса | #Отсекать привязанности | #Ходят с огнемётом | #Царица Шебы прекрасна, но она ни при чём | #Я шёл по Усть-Илиму, но, кажется, пришёл в Вифлеем

One thought on “Å #44. То секам, а то пал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *