Å #12. Четырнадцать лет я не ел

Четырнадцать лет я не ел,
Четырнадцать лет я не пил,
Четырнадцать лет молчал, чтобы не тревожить тебя.
Но теперь мне стал узок причал,
И нет больше сил,
Я сделаю так, как хотел, чтобы растаможить тебя.

В песне «Забадай» с альбома “Zoom Zoom Zoom” (2005) довольно простой и запоминающийся припев. Кажется, что цифра в данном случае выбрана наобум: вместо 14-ти могло быть и двенадцать, и пятнадцать. Но трижды повторяется именно «четырнадцать». Интересно, с чем это связано?

Разоблачение цитаты 14 лет я не ел в песне БГ

Алиса, почему лирический герой песни «Забадай» не ел и не пил именно 14 лет?

Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к классической французской литературе, а именно – к роману Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». 14 лет – символический срок для героя Дюма. Именно столько лет провёл в заточении несправедливо осуждённый Эдмон Дантес: «Прошло ровно четырнадцать лет со дня заточения Дантеса. Он переступил порог замка Иф девятнадцати лет от роду, а вышел оттуда тридцати трёх», – сообщается в самом конце первой части. В данном отрывке повествуется от лица автора, но большое значение проведённого в заточении четырнадцатилетия подчёркивает и сам бежавший узник (часть пятая, глава XII):

– Я был арестован; это вы знаете; но вы не знаете, сударыня, сколько времени длилось моё заточение. Вы не знаете, что я четырнадцать лет томился в четверти лье от вас, в темнице замка Иф. Вы не знаете, что четырнадцать долгих лет я ежедневно повторял клятву мщения, которую я дал себе в первый день, а между тем мне не было известно, что вы вышли замуж за Фернана, моего доносчика, и что мой отец умер, умер от голода!

Граф Монте-Кристо 14 лет ждал встречи с возлюбленной, сколько и лирический герой песни БГ Забадай

И чуть позже:

– Мерседес! – повторил Монте-Кристо. – Да, вы правы, мне ещё сладостно произносить это имя, и сегодня впервые, после стольких лет, оно звучит так внятно на моих устах. Мерседес, я повторял ваше имя со вздохами тоски, со стонами боли, с хрипом отчаяния; я произносил его, коченея от холода, скорчившись на тюремной соломе; я произносил его, изнемогая от жары, катаясь по каменному полу моей темницы. Мерседес, я должен отметить, потому что четырнадцать лет я страдал, четырнадцать лет проливал слёзы…

Четырнадцатилетнее заключение герой вспоминает и в беседе с Моррелем, когда убеждает его отложить самоубийство (часть шестая, глава XVI). Одним словом, 14 лет не есть, не пить и молчать, чтобы затем «растаможить» подразумеваемую лирическую героиню, – разве это не очевидная аллюзия на Монте-Кристо! К тому же не стоит забывать, что песни для альбома писались Гребенщиковым в испанском Паламосе, практически на границе с Францией. Средиземное море, старинная архитектура, местный колорит. А если смотреть в сторону Марселя, то представить замок Иф творческой натуре совсем просто.

Я отчётливо помню то прозрение, которое озарило меня, когда я читал приведённое место романа и однозначно понял, что песня БГ навеяна именно этим отрывком. Думаю, слушатели «Аквариума» смогут со мной согласиться.

ЦИТАТНИК АКВАРИУМА

Цитатник Аквариума в контакте - сообщество про аллюзии в песнях Бориса Гребенщикова
Присоединяйтесь ВКонтакте
Именно эта запись в VK

#Мы выходим по приборам на Великую Глушь | #На святой горе Монмартр | #Серебряный зверь в поисках тепла | #Смесь №5 | #Та, кто приносит дождь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *